Как я ездил в Индию.

Денис Заенчковский.

Первые впечатления.

    Первое впечатление - это лето, наше, российское. И не дождливое, а сухое, солнечное. Зеленые деревья, теплый ветер, греющие лучи солнца. В Индии декабрь. После промозглой московской зимы-осени...
    Второе - это город и дорожное движение с кучей мелкого и крупного транспорта (больше половины - велосипеды, мотороллеры, мотоциклы). Как они не давят друг-друга в этом хаосе - остается только удивляться.
    Улицы - от роскошных особняков до трущоб. Причем трущобы в самом прямом смысле этого слова - палатки, домики из тростника и картона и т.п.

Индусы и туристы.

    Сервис и цены в Индии есть на любой уровень благосостояния. Будучи не особо богатым, я понял, что нужно торговаться. Это очень сложно. если не знаешь точной цены. В этом мне помогали мои друзья - индусы, с которыми я познакомился на чемпионате (о нем речь пойдет ниже). Я узнал, сколько например может реально стоить поездка на рикше.
    Метро в Индии не существует, а автобусы ходят нечасто и не являются для туристов благодатным средством передвижения - запросто могут что-нибудь стащить, обычно это оказывается кошелек с деньгами и билетами, причем пропажу вы обнаружите, только выйдя из автобуса. Также бывает, что срезают висящие на шее сумки-"ксивники". Еда дешевая, особенно если есть не в ресторанах, а в местных кафе и забегаловках, где цены в 2 - 3 раза ниже, а качество то же, что и в более дорогих заведениях.
    Вообще, иностранцы в Индии - особая каста. Иностранцам там рады. В основном конечно по меркантильным соображениям. Любой иностранец - это деньги, и по индийским меркам немалые. Очень хорошо, если у вас есть в Индии друг-индус, который не смотрит на вас как на источник дохода.
    И несмотря на все это, иностранцев в Индии презирают. Не злобно, по-русски, а с любовью, по-индийски. Я думаю, это из-за того, что большинству туристов нужно затариться дешевыми шмотками, посмотреть экзотические места, пощелкать фотоаппаратами, покурить гашиш (дешевый, но отличного качества) и свалить обратно к себе домой, не проявляя при этом никакого реального интереса к духовным ценностям и культуре этой страны.
    С одним таким "торчком" - нашим малолетним соотечественником - мы познакомились в аэропорту в Дели. Ему не хватало денег, чтобы заплатить пошлину и вернуться домой, и мы ему одолжили (у него как раз срезали "ксивник" в автобусе). В Индии он второй раз. Первый раз приехал в Гоа, да так и "проторчал" там весь срок. Вернувшись домой задумался - в бесконечной череде дискотек Индию он так и не посмотрел. Поехал во второй раз - теперь уже путешествуя по городам. Рассказ его был эмоционален: "Есть просто садху, они курят гаш в темплах (temple - храм) - с ними можно покурить. А есть такие "бабы"* - вот с ними гаш курить ни в коем случае нельзя! Они тебе такого подсыпят - очнешься через две недели на другом конце Индии, или надолго в психушку залетишь. Вот я видел - короче сидят индусы вечером на краю деревни, жгут костер. Из темноты выходит баба, подходит к костру, берет в ладонь горящие угли и растирает себе на лбу. Потом садится - а они ему приносят цветы, фрукты и подношения".

* baba, с ударением на последнем слоге - так называют бродячего аскета, обычно шиваита, практикующего экстремальные тантрические садханы, но зачастую это просто бродяги, маскирующиеся под подвижников, чтобы больше подавали.

    Мне повезло в том, что мероприятие, на которое я приехал (чемпионат по хатха йоге) было отчасти   связано именно с духовной культурой Индии (если не сам чемпионат, то хатха йога уж точно :-) Еще до поездки, здесь, в России, я выполнял практику, связанную с одним из индийских Божеств. Может быть именно поэтому я увидел Индию немного по другому.

Храмы и Божества.

    Храмов в Индии очень много и религиозность индусов выражена именно в этом. Причем они не пустуют, а посещаемы. Люди верят в Бога, каждый в своего. А богов очень много - особенно почитаемы Кришна, Рама, Шива, Дурга, Хануман, Ганеша, аватары Вишну, Шакти как Лакшми, Сарасвати, Ганга. Не стоит забывать, что за каждым из этих простых, по-детски почитаемых божеств стоят огромные по своим масштабам силы. И их влияние на нужды человека, особенно в Индии, считается весьма существенным. Хотя для большинства туристов - это всего лишь причудливые куклы, выставленные в храмах.
    Но сами hindu (индуисты) с ними говорят, спрашивают совета, молятся. Тем, кто идет в храм, я могу дать несколько советов: приобретите какое-нибудь подношение, только не пробуйте и не нюхайте его. Передайте жрецу. Положите после подношения несколько мелких монеток на место для пожертвований (это лучше, чем давать деньги попрошайкам на улице). Выскажите про себя свою просьбу божеству, к которому вы подошли, постарайтесь настроиться на его энергию. Прочитайте несколько раз его мантру. В этом нужно быть по-детски открытым и непосредственным. Тогда Боги этой страны вас услышат и вы не пожалеете об этом. Закройте глаза. Не обращайте внимания на взгляды попутчиков или тех же индусов. "Отключите" на время свой западный ум - тогда начнет чувствовать сердце. Это внутренняя практика, которую выполняет каждый hindu независимо от конкретного направления своей веры. Не думайте что перед вами просто статуя или мертвый идол - здесь и сейчас это - живой Бог. И если он захочет, вы сможете почувствовать течение его жизни.
    В конце не отказывайтесь от нескольких сладких шариков, которые вам предложит жрец. Это прасад - энергия божества в форме пищи. Медитативно вкусите его.
    Попытайтесь воспринять внешнюю форму поклонения, только тогда у вас есть шанс почувствовать, что же за этим стоит. Не на уровне ума, а глубже, на уровне сердца. Не бойтесь лишний раз склонить голову - не переломится.

 

Чемпионат.

   Сложно было понять, что же от меня хотят на соревнованиях. По настоящему я это понял только после них. Когда мне в руки попал плохо отксеренный листок с асанами, я знал: эти я могу сделать легко, эти у меня получаются с трудом, а вот эти я не могу сделать вообще. Требования: вход в асану, удержание, выход. Учитываются: скорость вхождения, пластика, дыхание, расслабление в самой асане, мягкий плавный выход. Вобщем техника исполнения, точность, правильность.
    На первом этапе проблемы выполнения сложных асан были решены моими соперниками из индийской команды. После 1-го этапа в индивидуальном зачете я просто выбыл, и все три первых места поделили между собой индусы. Помогла следующая программа: artistic yoga - выполнение асан в произвольном режиме.  Требования те же самые, но плюс к этому компенсирующие воздействия асан. Если вперед, то затем назад, если в одну сторону, то затем в другую. Должна быть красота и слаженность движений - и без перекосов. Возможно от меня просто такого не ожидали - да и сам я признаться такого от себя не ожидал. Накануне я перетренировался - и с утра чувствовал себя словно побитым палками. Ноги и руки гнулись с трудом, тело было как деревянное. Это выступление и принесло мне третье место. Что-то включилось само-собой. Я очень благодарен Андрею Сидерскому за поддержку и некоторые дельные советы в процессе подготовки.
    Среди женщин сильно выступили аргентинки. Однако наблюдавший за ними учитель индийской команды  в беседе с нами потом сказал, что гнутся они хорошо, но это "художественная гимнастика". Было также отделение "ветеран - йога", для тех, кто старше 40 лет.  Некоторые индийские деды "накручивали" там асаны весьма нехило. Победителям вручили медали, а всем участникам и гостям статуэтки танцующего Шивы.
    В целом же впечатление от подобного мероприятия можно охарактеризовать коротким словом "отстой". Слишком много бюрократии крутится вокруг этого. Больше порадовало дружеское неформальное общение с другими участниками и особенно с учителем и членами индийской команды, чем собственно официальная часть.
   

Хатха Йога в Индии.

    Сильным впечатлением было посещение Йога Института в Дели и общение с учителем Бал Мукунд Сингхом - тренером индийской команды. Когда ты видишь, как группа девочек среднего школьного возраста непринужденно, с улыбкой на лице выполняет маюрасану, начинаешь понимать, что дело тут не только в подготовке с малых лет и технике (это есть и в западных спортшколах), а в той культурной базе, которая закладывается с детства. Причем не под вопли раздраженных училок, а просто и естественно, мягко и с радостью. На йогу студенты ходят после учебы как наши ходят на уличные тусовки и дискотеки. Йога там не эзотерическая дисциплина для особо избранных; это одновременно и терапия, и спорт, и форма духовной практики. Учитель, к которому мы пришли на занятие, сказал нам: йога это не религия, это здоровье, наука. Вместе с тем почти каждые 15 минут тренировки мы вместе со всей группой читали мантры, обращенные к божествам - покровителям йоги и учителям. Где тут религия, а где не религия - кто разберет? Самому учителю за 50, но он в отличной физической форме и легко может выполнить любую сложную асану. Он ученик Дхирендры Брахмачарья. Виньясу в этом стиле не используют, но выполняют сукшма-вияму - динамические упражнения для разогрева связок и разминки сутавов.
    В Индии нет такого жесткого секулярного сознания: Бога нет и все тут. Нет и уперто-фанатичного: Бог - только эта форма; Йога - только эта практика. Существует масса интереснейших школ йоги, которые просто не заинтересованы в том, чтобы о них знали на Западе. Многие мастера не стремятся к известности и толпам народа с туго набитыми кошельками. Они просто делают свою практику и им ничего больше не нужно. Им нет дела до western-представлений о йоге, и того, что на йоге можно делать бизнес. Мне кажется, что расхожее представление о том, что Шри Б.К.С. Айенгар и Шри К. Паттабхи Джойс считаются самыми "крутыми" мастерами из ныне живущих, связанно именно с тем, что имена этих уважаемых учителей просто наиболее "раскручены" на Западе, и они охотно туда выезжали.

О занятиях.

    Чаще всего я слышал на занятиях: slowly, relax. Особенно когда это касалось сложных асан. Я не доходил до предела своих возможностей сразу и резко, а меня плавно и медленно подводили к нему. Это подобно переходу реки по тонкому льду. Медленно, постоянно прислушиваясь к каждой реакции тела на дальнейшее движение, все больше и больше расслабляясь. Самая сложная асана воспринимается при этом как легкая, приятная и энергонаполняющаяя поза. Я чувствовал, что могу пойти дальше, но в этот момент меня останавливали. Все таки йога - не спорт. Состояние легкости здесь важнее результата. А для этого нужно время. Наспех ничего не получится. Нужно время для отдыха, компенсирующей позиции. Расслабление в асане гораздо сложнее напряжения. Если вам удалось расслабить нужные мышцы - это уже очень много.

Об организаторе поездки - Виджае Каушике.

Виджай Каушика - бизнесмен-прохиндей.    Безусловно это не самый плохой hindu. Конечно если ты узнаешь о предстоящей поездке и о том, что это будут соревнования за 3 недели, а что же нужно будет делать тебе показывают за два дня перед ними  - что ты будешь думать обо всем этом? Если ты не знаешь, где будешь ночевать, что брать с собой в дорогу, на сколько мы едем и когда вернемся обратно - а организатор не может тебе вразумительно ответить на поставленный вопрос. Что ты будешь думать о нем?
    Если только за 5 минут перед вылетом домой тебе говорят, что нужна дополнительная сумма в 500 рупий (около 11$, пошлина в аэропорту Дели) - не бог весть какие деньги, но лучше бы знать заранее. Если 1500 рупий (около 30$) с тебя вдруг требуют за "заранее оплаченный" автобус, когда ты уже в нем едешь, если пытаются впарить самые дорогие номера в гостинице?
    Если ты знаешь. что каждое слово может быть либо ложью, либо преувеличением, либо недосказанностью? Ты понимаешь одно - ты пешка в чьей-то игре, с помощью тебя делается чье-то имя и чей-то авторитет. И что на тебе делают деньги. И при этом старательно оберегают тебя от "ненужной" информации - знакомств, контактов, самостоятельного сбора сведений. Иногда нашего горе-организатора приходилось буквально посылать на три буквы, когда он очень не хотел, чтобы мы самостоятельно общались с нужными людьми :-)
    Еще одно. Не верьте тому, кто говорит - заплатите столько-то (с нас, участников, взяли 600$ за две недели), в поездку входит ВСЁ. Это - ложь. Узнавайте сами стоимость рейсов самолета, порядок оформления виз, стоимость транспорта, гостиниц, ресторанов. Узнавайте сами сведения о тех местах, куда хотите поехать. Подучите язык, посоветуйтесь с опытными путешественниками (это можно сделать и в Интернете) - и отправляйтесь в Индию сами. Избавляйтесь всеми возможными способами от посредников, предлагающих посещение духовных мест по низким ценам. На вас сделают деньги и еще заставят доплачивать из своего кармана. За то самое обещанное ВСЁ.

Чтобы успешно съездить в Индию.

На мой взгляд нужно сделать три вещи:

1). Знать что тебе там нужно, зачем ты едешь и где оно может быть?

2). Знать английский или еще лучше хинди. Хотя бы самые простые слова и выражения.

3). Быть осторожным во время поездок, следить за своими вещами. Не забывать, что без денег вы там никому не нужны.

4). Потерять "касту" богатого иностранца. Стать никем, раствориться в толпе, перестать обращать на себя пристальное внимание. Заниматься духовной практикой, не тратя время на ерунду типа шопов, базаров и т.п. Только "потеряв касту" можно встретить реального Гуру. Чем быстрее вы сбросите western-маску, тем быстрее сможете постичь йогу.

Om Shanti. Москва, 2000 г.

 

Гималаи из окна самолета.

 

 

Истории.   Главная.


 

Hosted by uCoz