Садху, святые люди Индии.

Текст и фотографии Дольфа Хартсукиера, автора книги "Садху, святые люди Индии".

Духовные искатели, аскетические воины, религиозные мистики, оккультные бунтовщики или монахи - философы, Садху почитаются индуистами как представители богов, а иногда им даже поклоняются как самим богам.

ом

 

1.

Ставя мир на голову, Шива Гири практикует йогу каждый день.
Эта поза символична для жизни садху, для "переоценки всех ценностей", посредством действий, противоположных человеческой природе, они намереваются ускорить просветление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Святость все еще распространена в Индии. В большинстве индуистских семей, магазинов и офисов вы найдете алтари и святыни, и день как заведено начинается с почитания богов и гуру. Многие горы, реки, камни и деревья являются священными. Есть дюжина священных городов, и конечно множество храмов и идолов. Священны так же некоторые животные - корова, конечно, но также и бык, обезьяна, слон, павлин, змея, крыса...

Так что для нас не окажется сюрпризом, что люди тоже могут быть святыми, во всяком случае ими стать Примечания: святость

Для индуистов духовное просветление всегда являлось высшей задачей в жизни, единственной вещью, которая дает ей смысл и цель.

Более того, просветление это сотояние бытия, которое в принципе достижимо каждым. Обычному человеку, тем не менее, нужно пройти много инкарнаций, чтобы стать просветленным, видеть Бога, стать единым с Абсолютом, слить свой ум с Космическим Сознанием - короче, чтобы стать святым.

Но с незапамятных времен для людей, желающих достичь просветления в этой жизни, а не в следующих, был доступен кратчайший путь.

Те, кто следует быстрым путем, в основном мужчины, это садху, "святые люди" Индии.

 

2.

Выполнение позы хатха йоги, стойки на голове, после "аскезы пяти огней" Примечания: пять огней

 

 

Тысячи лет они были вокруг. Когда-то их должно было быть гораздо больше, но даже сейчас все еще насчитывается от 4 до 5 миллионов садху, составляющих половину процента всего населения.

Организованные в различные секты, они передают древнюю мудрость, метод йоги, которая есть "соединение" индивидуальной души и абсолютной Души вместе.

Садху радикально отвергают "мир", всецело фокусируясь на Высшей Реальности, лежащей за его пределами. Они воздерживаются от секса, обрывают все семейные узы, не имеют ни дома, ни имущества, носят минимальную одежду или не носят вообще, и едят скудную и простую пищу. Обычно они живут сами по себе, на обочине общества, и проводят свои дни в поклонении выбранному божеству.

Некоторые проводят магические ритуалы, чтобы выйти на контакт с богами, другие практикуют сильные формы йоги и медитации, чтобы увеличить свою духовную силу и достичь мистического знания.

 

3.

Джанаки Дживан Шаран, садху, который признан дживанмуктой, то есть "душой, которая освободилась еще при жизни".

 

4.

Баджранг Дас, "стоячий" баба, который никогда не садится, ни днем, ни ночью. Он также и спит стоя, оставаясь на этих качелях. Его гениталии покрывает металлический пояс невинности.

 

 

Для обычного человеческого существа эти "основные" самоотречения уже трудно понять. Но почти невообразимы экстремальные умерщвления плоти, которыми некоторые садху намереваются ускорить свое просветление.
Есть такие, кто держит свою правую руку поднятой до тех пор, пока она не превратится в подобие палки. Некоторые вообще не садятся и не ложатся годами, хранят молчание много лет, или всегда носят "пояс невинности", или подолгу голодают...

Большинство садху, однако, относятся к этому проще. И для многих главным "умерщвлением плоти" кажется является курение гашиша. Примечания: гашиш

В соответствии с многовековой традицией, в этом отношении они следуют примеру Шивы. Для них Шива не только Господь Йогинов, но также Господь Гашиша, бог, курящий гашиш, всегда на "приходе"

Шива это бог Разрушения также как и Сотворения, что является вечным циклическим движением, переходящим из одного в другое.
Его тело покрыто пеплом, символизирующим смерть и перерождение.

 

5.

Хари Гири, Нага баба, покрытый пеплом, курит чилом, набитый гашишем и табаком.

 

Шива всегда обнажен, что символизирует его изначальное состояние, его непривязанность к миру. Его тело демонстрирует женские качества, такие как округлые мягкие формы и отсутствие бороды, это символы его выхода за пределы противоположностей, изначальное единство двух полюсов.


С полузакрытыми глазами он погружен в медитацию, в божественное блаженство.
Ганга течет из его волос, его джаты, разлетаясь брызгами на расстоянии, в Гималайских горах.
Полумесяц - новая луна, "луна Шивы" - на его лбу, кобра вокруг его шеи, белый бык Нанди, река ганга и полная луна - эта группа символов обозначает функции Шивы как божества плодородия, лунного бога.

om namah shivaya


На его лбу три белых линии, нарисованные пеплом, и представляющие трех главных богов, три "мира", и так далее. Вокруг его шеи ожерелье из 108-ми бусин, 108-ми элементов материального творения, а в его руке четки из 50-ти бусин, 50-ти букв санскритского алфавита. Два больших кольца в его ушах указывают на его сверх-чувствительное восприятие. Он сидит на шкуре тигра, символе силы, показывая свое господство над миром животных.

 

Своей внешностью садху стараются походить на богов, как они известны из древних мифов и популярных легенд, особенно на Шиву. Хотя популярно Шива известен как Бог Разрушения, для садху он прежде всего Господь Йогинов.

 

6.

Шьям Гири и Рам Гири, два Нага баба из ордена Джуна Акхара.

 

 

Следуя этому примеру, некоторые садху ходят голыми, символизируя свое отречение от мира смертных, и натирают свои тела пеплом священных костров, символом смерти и перерождения.

Многие садху носят экстремально длинные волосы (джата), опять же подражая Господу Шиве, чьи длинные пучки волос считаются "местонахождением" его сверхъестественных сил Примечания: джата

Помимо Шивы поклоняются другим божествам, таким как Рама и Кришна, которые оба являются инкарнациями Вишну, бога, соперничающего с Шивой за высшее положение в индуистском пантеоне. Или какому-нибудь из множества женских божеств, таких как Кали или Дурга.

Преданность садху тому или иному божеству может быть распознана по разнице знаков на его лбу и разным цветам одежды.

В прошлом было сильное соперничество между разными сектами, иногда даже приводившее к схваткам. Но по сути все садху имеют одинаковые корни.

 

7.

Замысловатая роспись лица Бхагван Даса обозначает его как преданного Господа Рамы.

 

Святые женщины.

По контрасту с множеством молодых садху - мужчин, красивая молодая женщина довольно редко встречается в братстве. Около десяти процентов садху - женщины, называемые садхви, но большинство из них пожилые, ставшие садхви после того, как они овдовели.

Это отражает повсеместно подчиненное положение женщин в Индийском обществе - популярное представление, что женщина должна снова родиться как мужчина, прежде чем сможет достичь духовного освобождения - и даже более маргинальное положение вдов. Выбор жизни садху был - и до сих пор есть - единственным приемлемым путем избежать "живой смерти" вдовства.

В любом случае, с незапамятных времен были женщины - садху. И некоторое количество, также как их коллеги - мужчины, выбрали жизнь садху в подростковом возрасте, убежденные в своем духовном предопределении.
Некоторые секты не допускают женщин, потому что целибаты боятся их "развратного влияния", некоторые секты смешаны, но женщины - садху обычно имеют свои отдельные места, некоторые немногочисленные подсекты полностью женские.
Хотя обычно говорят об их более низкой позиции в духовной иерархии по отношению к мужчинам, всегда были великие женщины - святые, и женщины - садху, к которым относились с большим уважением - обращаясь к ним "Матаджи", что значит "Уважаемая Мать".

 

8.

Эта грациозная женщина - садху, Собхна Гири, принадлежит к ордену Джуна Акхара. Она вступила в жизнь садху, когда еще была ребенком, и таким образом предала себя пожизненному целибату и другим аскетическим практикам.

9.

Рама-прия Дас, американец, который является садху 4 года и даже достиг звания Маханта, принял позу йоги. Его тело и волосы покрыты пеплом со священных костров садху.

 

 

Иностранные садху.

Со времени "шестидесятых", с их растущим интересом к "мистическому Востоку", отражающим все большую неудовлетворенность "материалистическим Западом", множество молодых западных людей поехало в Индию в поисках смысла жизни и часто в поисках гуру.
Многие стали учениками известных, международных гуру, таких как Махариши Махеш Йоги, Бхагаван Раджниш и Сай Баба, но другие выбрали более индивидуальный путь садху, и предали себя трудностям аскетической жизни.

Так что сегодня по крайней мере несколько сотен иностранных садху, мужчин и женщин, некоторые из которых являются садху более двадцати лет, и кажется что их количество все еще увеличивается.   Они официально инициированы в разных сектах, получили свои имена садху, и по внешности и поведению соответствуют стилю жизни садху.

Набожные индуисты, особенно живущие в сельской местности, обращаются к иностранным святым мужчинам и женщинам с таким же уважением, как если бы они были индийскими садху.
Хотя кажется что большинство национальностей представлены - особенно американцы, немцы и японцы, довольно удивительно, что большинство этих иностранцев - итальянского или французского происхождения.
Некоторые иностранные садху "временные", кто рассчитывает время и снова ныряет в приключение жизни садху, но сохраняет свои связи с домом. Другие сожгли все мосты, насколько это возможно, и полностью предали себя реализации идеалов садху.

 

Просветление.

Конечно не все садху просветленные Примечания: просветление Но верующие считают их всех по крайней мере святыми, хотя бы из-за их радикальных обетов. И успешные садху даже почитаются как "боги на земле".

Верующие только "созерцают" садху - как живого идола - чтобы получить искру его духовной энергии. Они дают садху  пожертвования - считается, что это подношения богам - и взамен получают их благословение. Так, с незапамятных времен, было организовано Индийское общество для поддержки святых людей, чтобы им не приходилось работать.

Но в Индии времена тоже меняются Примечания: будущее

 

10.

Если эта акробатика, показываемая Махантом Рамешваром Гири, покажется на первый взгляд лишенной духовного смысла, нужно знать, что в Индуизме все уровни религии - от грубого материализма до тонкой духовности, могут быть испытаны и выражены одновременно Примечания: выступающие садху

 

Еще садху и секты. Еще садху и секты

Кумбха Мела. Кумбха Мела

Примечания. Примечания

Библиография. Библиография

Ссылки. Ссылки

На сайт "Капала". На основной сайт


E-mail Дольфа Хартсуикера: dolfhart@knoware.nl 
Оригинал сайта: http://utopia.knoware.nl/users/dolfhart/index.html
(спасибо Сергею Агапкину за линк)
Translated by Илья Журавлев, june 2001.


 

Hosted by uCoz