Святость. В
Индии святость довольно отличается от этого
понятия на Западе. Она не обязательно (хотя часто)
ассоциируется с "хорошим". На самом деле,
некоторых известных на всю Индию святых, таких
как Рамакришна или Чайтанья, на Западе считали бы
лунатиками. В Индуизме существует давняя
традиция "божественного сумасшествия".
Аскеза пяти огней.
Только садху, принадлежащие к секте Рамананди,
выполняют аскезу пяти огней, панч агни тапас
или дхуни тап, как ее называют. Это одна из
старейших форм аскезы, упоминаемая в древней
Индуистской мифологии. Изначально она включала
окружение себя четырьмя огнями, сидя под прямыми
и жаркими лучами полуденного солнца, которое
было пятым огнем. В наши дни она выполняется с
разным количеством огней, начиная с пяти, и
постепенно увеличивая их количество в течении
18-летнего курса практики, пока огни не образуют
круг и тапасви не будет носить чашу с огнем
на голове.
Существенная часть практики это ритуал
подношения пищи на тлеющих лепешках коровьего
навоза, священный огонь, сопровождаемый
бормотанием мантр.
В этом аскетическом ритуале садху символически
жертвует себя огню, он становится подношением.
Здесь я должен заметить, что дхуни тап
выполняется с разной степенью серьезности и
соответственно продолжительностью времени для
практикующего человека. Некоторые баба только
делают вид и заканчивают через 15 минут, другие
практикуют 45 минут или час.
Здесь есть некоторая показуха (так же как и в
более экстремальных аскезах), дхуни тап обычно
выполняется на обочине дороги, где паломники
конечно его заметят. Ужаснувшись, паломники
могут более охотно давать пожертвования. На
Кумбха Меле в Уджайне в 1992 году, я заметил
подношение лепешек навоза для баба, выполняющих
дхуни тап, также как это изображено гравюре 1729
года, опубликованной в Тавернире. В конечном
счете, дхуни тап дает статус в сообществе садху.
Священный огонь.
Многие садху поддерживают священный огонь,
который является центром, вокруг выполняются их
ежедневные ритуалы и аскетические упражнения.
Фактически он должен быть признан "домом"
садху и их "храмом". Огню делаются
подношения, как объекту почитания.
Священный огонь и его пепел безусловно связаны с
Шивой, огненным богом и покрытым пеплом Йогином,
и это изначальный символ аскетического
положения, обозначающий самопожертвование,
трансформацию в "огне мудрости" и
возрождение из пепла.
Просветление,
духовность.
Когда вы поедете в Индию и произойдет встреча с
некоторыми садху, возможно вы будете
разочарованы. Для начала вы должны различать
самозванцев и настоящих садху, тех, которые
принадлежат к уважаемым линиям гуру, или
являются членами определенных сект садху. Среди
настоящих садху вам надо различать хороших,
которые следуют аскетическим и религиозным
правилам, и плохих, которые просто поверхностно
адаптируются к правилам. Когда однажды вы
найдете хорошего садху, вы обнаружите, что их
"духовность" нечто другое, чем мы обычно
подразумеваем под этим словом. Наконец, истинные
мудрецы редки, не говоря уже о действительно
просветленных людях (если они вообще существуют,
если просветление существует).
Те садху, кто равнодушен к духовности (даже если
они выполняют предписанные ритуалы и кажутся их
частью) обычно вовлечены в некий род игры с силой,
совершенно эгоистичной и показушной. В этом нет
ничего нового. Я процитирую строки,
приписываемые Кабиру, поэту и мистику 15 века, о
Нагах, как Шиваитах, так и Вайшнавах:
"Никогда я не видел таких йогинов, брат. Они
странствуют бессмысленно и беспечно,
провозглашая путь Махадевы. За это их называют
великими махантами. На рынках и базарах они
торгуют своей медитацией - фальшивые сиддхи,
любители майи. Когда Даттарейя атаковал
крепость? Когда Шукьядева присоединялся к
артиллеристам? Когда Нарада стрелял из мушкета?
Когда Вьясадева издавал боевой крик? Эти тупицы
делают войну. Они аскеты или лучники? Они
провозглашают бесстрастность, но жадность
повелевает их умом. Они позорят свою профессию,
нося золото. Они собирают жеребцов и кобыл,
приобретают деревни и ходят как миллионеры". (Я
нашел эту цитату в замечательной статье Вильяма
Пинча о воинах-аскетах) ( См. раздел Ссылки )
Особенно на Кумбха Мелах человек встречает много
жадных, носящих золото тупиц. Современные Нага
больше не сражаются (только иногда на Кумбха
Мелах, как это было на одной в Харидваре, в 1998), но
большинство в любом случае много не медитируют.
Они просто курят чиломы и пьют чай.
Еще одна цитата, из Индийских Садху Гхурье
(Ghurye), на стр. 237, где он ссылается на "наблюдение
современного садху Рам Тиртха, около 1902 года
нашего века: "Садху Индии это уникальный
феномен, присущий этой стране. Как зеленая ряска
поверх стоячей воды, садху покрыли всю Индию...
Некоторые из них действительно прекрасные
лотосы - гордость озера! Но огромное большинство -
нездоровая накипь."
Но сейчас в Индии дела обстоят так - все садху все
еще считаются святыми людьми (хотя должен
добавить, что святыми в разной степени) большим
количеством населения, независимо от того,
насколько бездуховно поведение и позиция многих
баба. Это тайна, парадокс.
Выступающие садху.
Со своими костюмами, гримом, "реквизитом" и
публичными выступлениями, садху вызывают
чувство схожести с "выступающими
артистами". Многие садху показывают артистизм
в расписывании своего лица, украшении своего
тела, декорировании сцены и представлении
действа.
Как подражатели - как артисты - божественного,
садху стараются выразить неземную красоту
божества. Выступления садху служат одновременно
для духовных целей публики и для их собственного
блага, поскольку их изначальная публика состоит
из самих божеств.
Джата, длинные волосы.
В большинстве случаев джата носится скрученной
в узел или клубок на верхушке головы. Она
"распускается" во время специальных
моментов и ритуалов, как проведение пуджи или
омовение. К джате относятся с уважением: пряди
натирают пеплом и коровьим навозом, (и то и другое
священно и очищает), их умащают и украшают
цветами. Как характерная черта аскетов это уже
упоминалось в древних Ведах, как "Гимн
длинноволосому мудрецу". Священность джаты
подтверждается могущественными волосами Шивы,
которыми он пленил и контролирует реку ганга, чье
стремительное изливание с небес иначе могло бы
затопить мир. Его джата это листья и корни
гималайских деревьев. Спутанные корни свисают с
ветвей священного дерева баньян, которое также
называют джата; это его дерево, с его джатой.
Также волосы представляют Вайю, бога-Ветра,
который в свою очередь представляет собой тонкую
форму сомы, которая вновь проявляется как Ганга.
Так что все связано.
Будущее.
Мои наблюдения на последних Кумбха Мелах
(Харидвар 1998, Аллахабад 2001) укрепили мое мнение,
что чистота садханы и "духовность" (возможно
и некоторые другие категории) все быстрее идут к
упадку. Один важный фактор - это постепенное
исчезновение садху старшего поколения. Они
замещаются молодыми Махантами и Шри махантами,
более интересующимися мирской, нежели
"духовной" силой.
Пока еще многие садху выглядят имеющими опору.
Даже их процветание кажется увеличивается;
возможно как результат поддержки растущего
среднего класса Индии. Возможно также потому что
в наши дни появились новые посетители:
иностранцы.
Но этот вид модернизации также включает, со
стороны садху, обольщение западными
техническими новинками и символами статуса
(машина, мотоцикл, телевизор, радио, магнитофон,
часы и так далее), выставляемыми легковерными
западными туристами-оккультистами (которых
легко запугать, чтобы они пожертвовали большие
суммы денег) и обольщение женской частью
туристов (отсутствие социального контроля,
сексуально раскрепощенные, легко запугиваемые).
Это может привести к ослаблению или даже
исчезновению ограничений, налагаемых садханой,
что в свою очередь приводит к потере уважения, и
потере силы (в "духовном", а не
материалистическом смысле). Однако с другой
стороны, часть этого (использование садху в наши
дни мобильных телефонов, е-мэйла и вебсайтов)
может просто выглядеть как прагматическая
адаптация к 21 веку.
Гашиш.
Многие садху курят хэш или траву как ежедневный
ритуал. На своем аскетическом жизненном пути,
также как и в своем использовании гашиша, они
следуют богу Шиве. Они почитают Шиву как Господа
Йогинов и бога, курящего хэш, Господа Гашиша,
всегда опьяненного, всегда "на приходе".
Кроме Шивы почитаются также другие божества,
такие как Рама и Кришна (оба манифестации Вишну).
Или одна из многих богинь, таких как Кали или
Дурга. Но курильщиков можно найти во всех сектах
садху - также как и некурящих. Некоторые садху
даже осуждают курение как вредную привычку
низших каст, и как приводящую к деградации.
Хотя в наше время гашиш в Индии официально
запрещен, курение садху - как многовековую
традицию - все еще терпят. Но в Индии времена тоже
меняются. |