Паттабхи Джойс в Нью-Йорке;

Светлые Трико, Большой Йога Город

Кэра Джипсон.

титибхасана     Уже почти 6 утра, и ты на последнем этаже исторического нью-йоркского здания Пак Билдинг. Недостаток сна придает сюрреалистический аспект большому, приятному спортзалу, который окружен окнами с трех сторон. Разноплеменной букет на этой сцене: тату, пирсинг, велосипедные шорты, "хвосты" длинных волос и мужчины в саронге, индийской национальной одежде. Бритая налысо девушка справа от тебя говорит, что Майсор был хорошим местом, пока туда не начали ездить все подряд. Ты можешь наблюдать восход солнца и слышать коллективный гул, когда около двухсот человек разных форм, размеров, цветов со звуком встают прямо перед своими ковриками и складывают руки в Намасте. Гуруджи сейчас начнет занятие.

   Вот как тусовочный автор Джей Макайнерней должен был описать сцену недавнего нью-йоркского аштанга йога семинара, проведенного Шри К. Паттабхи Джойсом, основателем Института Исследований Аштанга Йоги (AYRI) в Майсоре, Индия. Гуруджи был в Нью-Йорке с 16 июля (его 85-летний юбилей) по 11 августа, чтобы провести семинар, организованный Patanjali Yoga Shala Эдди Стерна. Это была первая часть штатовского этапа его четырехмесячного мирового тура, который включает остановки в студии Ричарда Фримана в Боулдере, Тима Миллера в Энцинитасе и Нэнси Глигоф на Гавайях. Присоединился к Гуруджи его 29-летний внук Шаратхандра Рангасвами, наиболее продвинутый практик аштанга виньяса йоги в мире и заместитель директора AYRI. В Нью-Йорке пара пополнилась 55-летним сыном Гуруджи - Манджу, который учит вмести с Эдди в Патанджали Йога Шала.

    Вы все построились, ждете когда Гуруджи начнет, и пытаетесь найти свои бандхи. Воздух наполнен ожиданием.

    Это была редкая возможность видеть три поколения - Гуруджи, Манджу и Шарата - преподающими вместе, и семинар собрал более 250-ти участников со всех концов страны, включая актеров, моделей, танцоров, панков, хиппи и ведущих учителей типа Эдди Штерна, Дэвида Свенсона и Дэвида Лайфа из Дживамукти Йога Центра. Ну и остальных, типа нас.

    Тебе недостает физической, финансовой и эмоциональной стойкости, чтобы поехать в Майсор, поэтому ты решаешь пройти этот двухнедельный семинар. После всего, последовательность первого уровня изменила твою жизнь; со времени, когда тебя познакомили с ней, твоя раздражительность уменьшилась, а самоконтроль увеличился. Это твой шанс встретить и поблагодарить человека, который принес практику аштанги в массы.

    С 1927 по 1945, Гуруджи изучал йогу под руководством современного мастера йоги Тирумалая Кришнамачарьи в Майсорском дворце (собственная линия Кришнамачарьи восходит к почитателю Вишну Натхамуни, десятый век нашей эры). Одноклассниками Гуруджи в Майсорском дворце были сын Кришнамачарьи Т.К.В. Десикачар, его зять Б.К.С. Айенгар, и Индра Дэви. Все они продолжили, став одними из самых влиятельных современных учителей йоги.

    Гуруджи посещал Санскритский колледж в Майсоре с 1930 по 1956, и возглавлял там отделение йоги с 1937 по 1973 год. В 1945 Шри Джагадгуру Шанкарачарьей из Пури ему был присвоен титул Йогасана Вишарда ("выдающийся знаток йога асан").

    "САМАСТХИТИ!" кричит Гуруджи и каждый становится внимательным. Он проводит вас через традиционное обращение и глубокий, резонирующий "Ом", который,   действительно понимаешь, может быть звуком вселенной. Когда Гуруджи выкрикивает названия асан своим громким, чистым голосом, ты нащупываешь свой путь через сурья намаскар. Ты внимателен, чтобы не перейти из чаттуранга дандасаны в собаку прежде чем тебе скажут. Иногда Гуруджи подлавливает кого-нибудь, медленно двигающегося не по команде и кричит "Эй! Бэд лэди! Не отставать! Не отставать!" и каждый должен держать чаттурангу дольше. Сперва когда он делал так, класс взрывался смехом. Второй, пятый, десятый и прочие разы уже не были так забавны, так как ты борешься, чтобы найти силы для удерживания тела над полом.

    Вышеупомянутые позы из последовательностей аштанга йоги были записаны на позднее разрушившихся банановых листьях, которые Кришнамачарья обнаружил в калькуттской библиотеке. Полный решимости обучать йоге в соответствии с этим древним манускриптом, Гуруджи учредил AYRI в 1948-м. Он увидел своих первых американских учеников в 1972 и три месяца учил в Калифорнии в 1975. Когда он не в Майсоре, Гуруджи ведет занятие командуя названия асан на санскрите и отсчитывая количество дыханий, которое ученики должны сделать.

    Когда класс выдыхает в унисон, в падангуштасане, это звучит как формирование себя дыханием.

    Большинство учеников на семинаре были знакомы с первым уровнем, или "йога чикитса" (йога терапия), которые создан для того чтобы детоксицировать и восстановить тело. Те, кто не знал строгой последовательности, вскоре узнали, Гуруджи имеет сверхъестественную способность обнаруживать слабость в человеке и обращаться к ней со своим "Эй! Бэд мэн!" и улыбкой, или уверенно поправляя с успокаивающим "Медленней, медленней". Он работал с первыми четырьмя рядами учеников, поправляя и воодушевляя тех, кто особенно в этом нуждался. Шарат и Манджу грациозно передвигались по задним рядам, делая то же самое.

    Первые несколько дней Гуруджи находит тебя изо всех сил выполняющим джану ширшасану "С",  одну из поз, которых ты избегал когда только возможно. Он уверенно давит твое колено к полу и твой подбородок к голени, что представлялось в твоей голове как танец разорванного мениска. "Обе руки!" говорит он, когда ты отпустил одну руку, чтобы опереться на нее. Но единственная вешь, которая болит, это два последних пальца, к которым возвращается нормальный цвет несколькими асанами позже. "Он знает где ваша слабость" говорит твой друг Эрик после занятия. Он также выглядит знающим ваши пределы. На четвертый день Гуруджи подходит снова, смотрит на твое исполнение джану ширшасаны "С" и вознаграждает тебя удовлетворенным "М-м-м-м-м". Время от времени он также поправляет тебя в других асанах, пока ты не сможешь положить подбородок на голень - или хотя бы нос на колено - на твой выбор.

    Некоторые ученики посетили семинар только на один день, в то время как другие были там целый месяц. Как и в Майсоре, Гуруджи учил каждый день кроме суббот и дней полнолуния. (Для записи Гуруджи включил часто обсуждаемую паривритта паршваконасану. Он провел занятие только по двум вариантам пащимотанасаны и одному - бадха конасаны.)

ардха-матсьендрасана

    Ты покрыт потом с начала практики; к Навасане таким стал и твой коврик, и настало время расстелить твой Майсорский ковер поверх него. После этой асаны, некоторому числу менее продвинутых студентов было сказано остановиться, поднять свои коврики и покинуть зал чтобы сделать заключительную последовательность в покрытой ковром прихожей. Была свалка, когда имеющие захватнический ум нью-йоркцы размещали свои коврики в заново отведенном пространстве.

    Каждый день после занятия, Гуруджи садился в кресло рядом с окном с Шаратом и Манджу по бокам, и каждый день очередь склониться к его ногам росла все больше, гора цветов и других подарков становилась все выше и люди второго уровня, начинавшегося в 8, начинали немного позже. Гуруджи был любезен по отношению ко многим ученикам, хотевшим сфотографироваться с ним и просившим подписать книжку по аштанге "Йога Мала", которую Эдди Штерн перевел на английский в прошлом году.

    Когда твой друг пытается выполнить дружелюбный по отношению к коленям вариант ардха бадха падмотанасаны, Шарат останавливает его. "По крайней мере попробуй сделать", говорит он, и твоему другу приходиться. Это оказывается хорошим уроком жизни, в соответствии с направлением Гуруджи "Практикуй и все придет". Ты обнаруживаешь себя глубже входящим в асану, чем когда либо раньше, несмотря на то, что Гуруджи, Манджу и Шарат большую часть времени находятся в другом конце зала.  Твой подбородок достигает пола в упавишта конасане в первый раз с того времени, когда ты растянул левое подколенное сухожилие, а это было два с половиной года назад. Целый класс держит урдхва мукха пащимотанасану для чего кажется трио беспрестанно двигается по залу, придавливая лица к коленям. Ты тоже  осуществил там прорыв. В зале так жарко, что когда наступает время для стойки на голове, другой друг, которого только что оторвали от стены, должен подползать по скользкому деревянному полу чтобы сделать ее безопасно.

    Однажды незадолго до конца семинара все место жужжало от разговоров об очерке о Гуруджи в "Нью-Йоркере" от 14 августа, в котором автор назвал занятия в Пак Билдинг - самые большие из тех, где он когда либо учился - "йогическим эквивалентом Битлз на стадионе Shea". Он также объяснил что Гуруджи и Шарат остановились в доме в Виллидже, где дочь Гуруджи, Сарасвати, готовила еду в соответствии с брахманистскими традициями. Позже, кто-то подслушал, что семья имела VIP-билеты в планетарий.

    После занятия ты садишься с бутылкой воды и наблюдаешь за студентами второго уровня. В первую неделю передний ряд этих продвинутых занятий 50 -70 учеников включал, как говорят, Виллема Дафоэ, Кристи Тарлингтон и Гвинет Палтроу (которого Гуруджи упоминал как "высокого, высокого человека" в статье Нью-Йоркера). Но ко времени, когда ты прибыл, семинар идет уже две недели, Виллем сместился на несколько рядов назад и другие знаменитости как-то растворились. Почти каждый на этом занятии "летун", т.е. кто может выполнять выглядящие легкими прыжки-пробросы с прямыми ногами. Ты слышишь только звук  их дыхания, когда они приземляются.

    Сначала класс второго уровня не продвинулся очень далеко так как Гуруджи проверял их уровень и знакомился с учениками. В конце концов он начал прибавлять по новой асане каждый день, пока они почти не достигли конца последовательности, которая задумана для очищения нервной системы.

    В отличие от тебя, продвинутые студенты спокойны и сфокусированы в течение своей практики, которая включает много прогибов назад и асан, в которых ноги располагаются за головой. Тем не менее, здесь иногда случаются наставления типа "Эй! Бэд леди!" и "Не отставать! Не спать! Не отставать!" от Гуруджи.

    Одним из ярких моментов семинара была вечерняя лекция и демонстрация с Гуруджи и Шаратом. Из-за огромной толпы было трудно услышать Гуруджи, который объяснял восемь членов аштанга йоги, обсуждал техники дыхания и пошутил о наличии 72 тысяч асан в последовательностях аштанга виньясы. Он называл асаны и объяснял их цель, когда Шарат демонстрировал их, они выстраивались от простого сурья намаскара до продвинутых поз типа вишвамитрасаны, дурвасасаны и других умопомрачительных асан, которые даже не показаны в "Прояснении Йоги" Айенгара. Когда Шарат успешно завершил переход из стойки на руках (адхо мукха шванасана) в урдхва куккутасану и затем пролетел в чаттурангу, толпа взорвалась апплодисментами. Когда они утихли, Гуруджи закончил мероприятие, сказав нам "Не растрачивайте попусту свое тело".

    В последний день занятий все тренируются вместе в 6 утра. В зале более чем 200 человек, и остальные вываливаются с лестничной площадки. Ты обнаруживаешь себя спереди и по центру, прямо за Дэвидом Свенсоном, который обещает не бить тебя когда он вылетает назад в чаттурангу. Он держит свое слово и твоя собственная практика почему-то улучшается. Гуруджи, чей голос сегодня немного охрип, проявляет милосердие к группе - или может быть у него ранний вылет в Боулдер - и останавливает группу на навасане. После заканчивающих асан и короткой шавасаны, ты собираешься для группового фото. Потом каждый встает в очередь поблагодарить Гуруджи. Наконец, твоя очередь. Твои эмоции скачут от эйфории до подавленности когда ты склоняешься к его лотосным стопам в первый и последний раз.

 

Оригинал здесь.

Перевод И.Журавлева

 

Истории. Главная.


 

Hosted by uCoz