Субъективные заметки простого физкультурника - любителя об известных русских преподавателях динамической йоги образца 2000 года.
"Doors into new times". Andrey Sidersky.
Сидерский Андрей Владимирович - инструктор практической Хатха Йоги из г. Киева. Является также автором книг и переводчиком (переводил для киевского издательства "София" три первых тома Кастанеды, первую и вторую книжки по Тенсегрити, "Новый взгляд на традиционную йога - терапию" Свами Шивананды и "Чайку" Р. Баха). На сегодняшний момент автор трех книг: художественно - эзотерическая повесть "Третье открытие Силы", основательный учебник по разработанному им динамическому стилю хатха йоги "Йога восьми кругов" и концептуальный очерк "Хатха Йога как технология интегрального тренинга". (Перевод Шивананды также настолько объемно расширен и дополнен, что вполне тянет на самостоятельную работу. Очень рекомендую эту книгу для начинающих - в ней масса ценной теоретической и практической информации и подробно объясняется техника выполнения базовых асан.) Помимо этого совместно с другим известным киевским инструктором Андреем Лаппа выпускает серию книг "Антология Йоги", в которой публикуются переводы наиболее интересных и ценных в практическом отношении книг по хатха йоге индийских и европейских авторов. Существует бесчисленное множество видеозаписей семинаров Андрея Сидерского, кои проходили в основном в Киеве, Питере, Москве, на побережье Крыма, а в последнее время и на Красном море (Синай, Египет). Есть также и отредактированные автором обучающие фильмы по хатха йоге - от серий для начинающих ("Хатха Йога Асана - основы" в 5 частях), до крутых "наворотов" ("Хатха Йога - нетривиальные формы и последовательности") - подробнее об этом можно узнать на сайте А.Сидерского в разделе "Видео".
Будучи пловцом-спортсменом, в йогу Сид "пришел" из карате. Практически ни у кого из советских людей доступа к индийским учителям в то время естественно не было, занимались по самиздатовским переводам мировой классики йоговской литературы - Шивананда, Айенгар, Дхирендра Брахмачари, Есудиан и Хейч, Вишнудевананда, Евтимов и т.п. Впоследствие учился у Анджелы Фармер и Виктора ван Кутена, был переводчиком на семинарах таких мастеров йоги, как Кали Рэй и Шандор Ремете, китайского мастера цигун и тайцзи Чен Ван Пэна. В начале 2001 года посещал школу йоги Дхирендры Брахмачарья, его ученика Баал Мукунд Сингха (Дели, Индия). Известна история о том, как в 1995 году на йоговском чемпионате в Израиле, увидев практику Сидерского, Т.К.В. Десикачар, сын известного гуру и основателя аштанга-виньяса йоги Шри Т. Кришнамачарьи, сказал: "Это прекрасно. Отец был бы в восторге. То, что делает этот парень - настоящая йога!".
Сидерский преподает свой стиль - основанный на принципах аштанга-виньяса йоги и включающий в себя также техники, напоминающие цигун или тайцзи. Возможно для новичков практика Сидерского покажется сложной. Впрочем, на семинарах Сида уровень сложности обычно зависит от среднего уровня подготовленности практикующих. Просто в йоге, считает Сидерский, всегда должен присутствовать вызов, который помогает ученику преодолеть свои слабости и ограничения и с каждым занятием становиться сильнее и совершеннее.
Вообще считается, что людям, которые никогда не занимались йогой, лучше начинать со статики, ибо при чисто динамической практике нет времени прорабатывать каждую конкретную асану - и если вы их совсем не умеете делать, то полноценного эффекта от динамической последовательности асан вряд ли добьетесь.
С другой стороны, практика таких учителей, как Сидерский, Лаппа или "черниговцы", всегда несущая в себе определенный момент импровизации и возможность "подстройки" под конкретное состояние и возможности практикующего, вполне может включать в себя и длительную фиксацию и "отстройку" асаны, наряду с динамическими переходами и короткими фазами фиксации. Что касается занятий с инструктором, то в грамотных "новичковых" группах практика обычно включает в себя как отработку асан в статике, так и динамические элементы (так во всяком случае дело обстоит здесь). Ну а ритм личной практики каждый выбирает сам.
Теперь рассмотрим для сравнения южно-индийскую традицию аштанга-виньяса йоги - здесь последовательности подразумевают строго определенный порядок асан с присущим каждой асане временем фиксации, количеством дыханий, определенным направлением взгляда (дришти), замками (бандхами) и прочим. Это напоминает традиционные динамические комплексы тибетской Янтра йоги, или "формы" боевых искусств и тайцзи.
Лично мне нравятся как традиционный, так и "новый" стили (если в сфере психоэнергетической работы с телом можно вообще придумать что-либо новое :-) По моему и то, и другое вполне можно практиковать в свое удовольствие, если не пытаться конечно маниакально освоить сложные асаны без должной подготовки и терпения (отсюда и случаются травмы, которыми стращают любители щадящей йогатерапии желающих занятся динамической хатха йогой - ну тут уж, как гласит народная мудрость, заставь дурака богу молиться, он и лоб разобьет).
Но вернемся к Андрею Сидерскому. Его роль в привлечении к такой древней и мощной практике, как Хатха Йога, большого количества молодых, энергичных и свободолюбивых людей трудно переоценить. В дремучие времена Советской Империи бытовало представление о йоге, либо как о лечебной физкультуре для бабушек, либо вообще как о бесконечных телегах "об астрале", "махатмах" и "космическом разуме". Такая "практика" могла удовлетворить разве только этих самых бабушек и дедушек, да помешанных на "эзотерике" чудаковатых интеллигентов. Однако времена меняются, и запросы нового поколения практикующих выходят за рамки простой оздоровительной йога-терапии или бесконечного фантазирования.
Цитата из предисловия Сидерского к книжке "Сетовый тренинг" черниговской школы как нельзя лучше характеризует тот позитивный настрой и боевой дух, который вдохновил на практику йоги очень многих классных ребят:
"А еще нам нужны энергия для рывка вверх и знание того, как эту энергию использовать. Использовать прямо сейчас, здесь, в нашей с вами повседневной бытовой суете, гордо именуемой жизнью... Нам нужны - прямо сейчас и здесь - способы добыть необходимую энергию и научиться ею управлять... У нас нет ни места, ни времени для того, чтобы отстраниться, куда-то уйти, взять разбег, набрать скорость, как это делали в прошлые века те, кто намеревался вырваться в "иные миры" расширенного восприятия и нового качества осознания... Поэтому наш удел - искать, находить и использовать способы "вертикального взлета". У нас нет альтернатив.
"У Бога нет других рук, кроме твоих..." И никто не сделает за нас этот шаг, сделать который можем только мы. То, что не оставляет нам никаких шансов на выживание, - как раз и есть наш единственный шанс выжить и стать неизмеримо сильнее."
Подробнее об Андрее Сидерском и разработанной им системе интегрального тренинга можно узнать на его сайте.
"Chernigov boys". Fish & Tolik.
В городе Чернигов живут и практикуют йогу авторы книги "Йога 8 кругов. Сетовый тренинг" (изд. Ника-Центр, Киев,1998) Максим Ясочка, С.Сидорцов и А.Зенченко (Последний правда перебрался в Киев, и к чисто "черниговской" школе уже вроде как не относится :-)
Авторы разработали свой стиль динамической йоги, солидно именуемый "Черниговской школой сетового тренинга". За основу (не без влияния Сидерского) был взят принцип, традиционно именуемый "Йога-Мала", т.е. принцип аштанга-виньяса йоги. Практика состоит из коротких законченных последовательностей - сетов. Сет состоит из перемежаемых виньясами асан "целостно и законченно прорабатывающих весь конгломерат энергетических полей, составляющих человеческое существо" (вышеуказ. книга, стр.13). Каждый сет можно практиковать по отдельности, можно и несколько сетов подряд. Практика сетов удобна для использования при современном напряженном ритме жизни мегаполиса, т.к. короткие тренировки можно "разбросать" в течение дня, и таким образом совокупное время практики будет вполне основательным. Короткое время практики можно компенсировать интенсивностью. В предисловии к книге все изложено достаточно емко и отчетливо, поэтому лучше всего привести цитату оттуда:
" Существует огромное количество положений тела, которое можно использовать для развития сознания. Одни из них работают более эффективно, другие менее,одни более сложны в исполнении, другие менее - для каждого по разному. Невозможно создать такую последовательность, которая бы подходила всем. Можно лишь передать принцип тренировки, алгоритм построения сетов. Комплексы, представленные в этой книге, довольно просты, но при этом целостны и законченны. В них имеется все необходимое для развития, а также есть пространство для свободного поиска и личного творчества.
Всем хочеться жить. Причем не просто жить, а жить качественно, полно. Иметь успех. Радоваться отдыху, праздновать весну. Знать, что ждет тебя завтра. Красиво? Может ли каждый из нас глубоко вздохнуть, расправив плечи, и сказать: я удовлетворен тем, что имею сейчас? Каждый ли из нас способен вытащить голову из привычной действительности, оглянуться ошеломленно вокруг и увидеть, сколько всего бесследно пролетает мимо, пока он возится в обыденном? Наконец, каждый ли из нас занимает то место на Земле, которое должен занимать?
Пожалуй, нет. Не каждый. Есть ли путь к выходу, и где он, этот путь? Говорят, что выход есть, и дорог к нему много. По которой идти? Все меняется - что-то становится более эффективным, что-то - уже не актуальным. Сетовый тренинг - принцип, используемый в Йоге Восьми Кругов и не только в ней. Наша книга - попытка сделать его понятным, предложение поработать с ним, ощутить его Силу и использовать ее для наиболее полного проявления своих возможностей.
Простота сетов делает их доступными для каждого. Единственный ограничивающий критерий - наличие намерения, вливающего Силу в движения практикующего.
Комплексы состоят из асан, плавно "перетекающих" друг в друга, нанизанных на непрерывную нить дыхания со встроенными психоэнергетическими замками (бандхами) и мантрами. Плавная динамика сменяющихся поз замирает в глубокой статике, предельно напряженные асаны следуют за медленно переходящими друг в друга положениями гиперрастягивания. Каждый сет - энергетически отстроенная единица, рассчитанная на 20 - 25 минут выполнения. Идеальным режимом работы с последовательностями является тот, который каждый найдет сам для себя. Единственная рекомендация - избегать крайностей. Агрессивность в практике, спешка, попытка кому-то что-то доказать обычно заканчиваются травмами и массой амбиций. С другой стороны. излишняя мягкость, осторожность и сонливость в лучшем случае приведут к повышенной гибкости, но реального развития сознания не будет."
Сергей Сидорцов (Рыба). Путь к йоге у Рыбы вобщем-то традиционен для отечественных "молодых тигров йоги" - из боевых искусств. Отсюда, видимо, подход к практике, временами напоминающий дальневосточный жесткий цигун. В "теории" заметно прослеживаются идеи южно-американского шаманизма в изложении К.Кастанеды. Основным учителем йоги скорее всего был Андрей Сидерский. Уровень техники выполнения асан (как впрочем и у других "черниговцев") - очень высокий. Семинары в свое время проходили успешно, но отличались довольно сложным набором асан, для многих оказывалось слишком круто. Да и "ударная" техника с гипервентиляцией, применявшаяся тогда, подходила явно не для всех. Не совсем "йоговской" казалась и резкая манера входа и выхода из асаны - ритм скорее напоминал боевые искусства (а не традиционную аштангу с ее плавными "полетами"). Остались видеозаписи тех лет, по которым можно получить представление о практике раннего этапа развития черниговской школы.
В 2000 году вышла новая книга Сидорцова и Ясочки - "Интегральный тренинг". В ней предельно сжатo изложена информация о сетовом тренинге черниговской школы в том виде, который применяется сейчас. Судя по семинару Рыбы в Москве в 2001 году, в практике стало больше плавных элементов и глубоких растяжек, а интенсивное дыхание используется во время фиксации некоторых асан. Однако вобщем стиль не очень изменился."Кто даст гарантию, что система, предложенная Мастером, будет работать в каждом конкретном случае, что она вообще работает? Никто. В каждом нашем поступке, в каждом принятом и не принятом решении заложена изрядная доля риска. И в данном случае ценность представляет только свобода принятия такого решения, свобода поиска и выбора. Человек сам формирует тем или иным способом Путь, который ему предстоит пройти. И чем больше творчества вкладывает практикующий в свой следующий шаг, тем большей степенью свободы он обладает, тем больше шансов у него дойти до конца."
"Кажется, вывод один: тренироваться нужно самостоятельно, максимально широко используя и интегрируя наиболее эффективные алгоритмы развития сознания."
"Основная особенность технологической линии СН как психотренинговой системы - жесткие динамико-статические практики коротких связок с применением дыхательных и созерцательных техник, основанных на блок-сетовой технологии".
После короткого предисловия, откуда взяты вышеизложенные цитаты, даются непосредственно сами последовательности асан в исполнении Сидорцова и Александра Таишева. Первые уровни довольно простые, далее сложность возрастает.
В книге указывается, что "Технологическая линия интегрального тренинга CH (Chernigov)" существует с 1997 года и ее представителями являются Максим Ясочка, Сергей Сидорцов и Александр Таишев. Зенченко куда-то дели :-) А мы помянем.
Анатолий Зенченко. Неоднократно приходилось слышать, как черниговцев упрекали в излишней сложности и интенсивности практики, идет, мол, такая "мрачная физуха". Хотя и сложности и интенсивности хватает, стоит заметить, что обвинения типа "акробаты", "шоумены" и т.п. в большинстве случаев выдвигают люди, которые просто не очень хорошо делают асаны, и, вероятно, пытаются таким образом "сохранить лицо". На последнем московском семинаре Анатолия Зенченко использовалась и пранаяма, и медитация. Зенченко рассказал, что режим интенсивной тренировки, в котором тело практикующего оказывается, образно выражаясь, "на грани выживания", в основном используется в боевых искусствах (которыми кстати черниговцы и занимались до своего "йогического" периода) и в последнее время у него появилось желание его несколько смягчить. "В какой-то момент - рассказал Толик - я почувствовал недостаточность этого метода, какое-то внутреннее сопротивление ему. Понял, что не хватает глубины и медитативности." Хотя принцип наличия в последовательности асан вызова для практикующего, как доказавший свою эффективность, был и остается ключевым. Вот краткий текст - аннотация семинара Анатолия Зенченко, характеризующий основные цели практики:
"Формирование и отстройка асаны как ситуации, создающей определенную конфигурацию энергетической структуры, которая взаимодействует с силовыми потоками окружающего пространства, вводя практикующего в состояние медитативного погружения. Точка сборки при этом перестает быть фиксированной и смещается в сторону измененных состояний сознания в положения, соответствующие высоким информационно-силовым потокам. Асаны практикуются как форма динамической и статической медитации, направленной на создание, развитие и реализацию намерения. Основная задача практикующего - быть в этом процессе максимально осознанным и прозрачным, то есть стать идеальным каналом прохождения как можно большего количества Силы. Цель семинара - не просто выучить несколько новых асан или новых необычных связок, а почувствовать то состояние, в котором могут практиковаться какие угодно асаны любых уровней сложности в разных режимах исполнения."
Существует почти трехчасовой видеофильм "Анатолий Зенченко. Почакровая проработка энергоструктуры. Муладхара и Свадхистхана", где Толик выполняет настолько умопомрачительные последовательности асан, что некоторые шутники окрестили эту ленту "Анатолий Зенченко. Молотком по Свадхистхане" :-))) На самом деле стоит посмотреть. Очень красивая йога под музыку из фильма "Мертвец" Джима Джармуша.
Уровень техники исполнения асан очень высокий, хотя Зенченко охотно работает и с новичками, без излишнего пафоса подробно обьясняя самые простые вещи. Живет и преподает в Киеве, выезжает с семинарами в Питер, Москву, Щелкино (Азовское море), Англию, Индию (Гоа).
Подробнее об Анатолии Зенченко вы можете узнать на его сайте
"Free Style". Andrey Lappa.
Андрей Витальевич Лаппа - инструктор хатха йоги из Киева, также считается одним из "отцов - основателей" динамической хатха йоги на просторах нашей Родины. Спортсмен - пловец, йогой заинтересовался еще в молодом возрасте, занимался сначала по книгам, затем, когда появилась возможность выезжать на Восток - у известных учителей йоги - Б.К.С. Айенгара, Шри К. Паттабхи Джойса, Б.Н.С. Айенгара и других. Изучал индийское боевое искусство Калари Паят, а также вьетнамскую йогу Зыонг Шинь и боевое искусство Вьет-Во-Дао. Помимо этого совершал паломничества по святым местам индуизма и буддизма.
Андрей Лаппа является автором предисловия и составителем сборника "Динамические практики в классической йоге", а также автором книги "Йога: Традиция Единения", в которой излагает свой опыт практики йоги и дает основы разработанного им динамического комплекса "Танец Шивы". Совместно с А.Сидерским участвует в проекте издания серии "Антология Йоги" издательства "Янус". Автор описаний третьей книжки по Тенсегрити, а также редактировал и снимался в асанах для киевского издания "Кундалини Тантры" Свами Сатьянанды Сарасвати.
Существуют видеозаписи семинаров Андрея Лаппа, отснято два авторских видеофильма: "Йога Мала - 1 и 2 уровень", в которых показаны динамические последовательности, построенные по принципам аштанга виньяса йоги, а также элементы Шива Ната ("Танца Шивы"), который выполняется в виде разминки перед практикой йоги. Разработанное им направление Андрей Витальевич определяет как "Свободный" или "Универсальный" стиль, подчеркивая многовариантность йогической практики, которая включает в себя и статическую фиксацию асан, и динамическую работу "в потоке", и особые техники пранаям, применяемые при плавании ("плавита садхана") или беге. Тренировки Андрея Лаппы обычно проходят энергично, с большим количеством "силовых" асан, глубоких растяжек и стоек на руках, в сопровождении индийской и тибетской музыки. Народ просто балдеет от этого экстатичного гуру и его артистичной манеры преподавания.
Андрей проводит занятия в Киеве, выезжает с семинарами в Москву и других города СНГ, а также за рубеж - в Америку, Германию, Францию и т.п.
Подробнее о стиле Андрея Лаппы и разработанном им динамическом комплексе "Танец Шивы" можно прочесть на его сайте.
Ну вот мы покидаем "Украину - родину героев" (цитата из фотоальбома легендарного сайта "Йога Хатха Тантра") и перед нами Москва. "Велика преисподняя, а отступать некуда. Черти - это мы." (граф Хортица)
"Moscow Ashtanga". Igor Medvedev.
Медведев Игорь Bикторович начал практиковать йогу уже в зрелом возрасте, помимо отечественных мастеров учился у змееволосой американки Kali Ray (некоторые считают что Кали-джи одна из самых сильных женщин - учителей йоги в мире), но в последние годы преподает не ее стиль Tri Yoga, а аштанга-виньясу в классической версии Кришнамачарьи - Паттабхи Джойса. Ему уже 50 лет, но он в великолепной физической форме и его уровень исполнения асан высокий. Трудно сосчитать, сколько московских йогов и йогинь прошло через медведевский подвальчик на Коломенской, и не смотря на довольно "физкультурный" подход к практике и подачу первого уровня "по полной программе", что является довольно значительным вызовом для суставов и выносливости неподготовленных людей, практикующие могут быстро повысить качество своей практики, если готовы упорно и регулярно заниматься. Только не допускайте насилия по отношению к собственному телу, иногда лучше пропустить мимо ушей слова инструктора и "схалявить", чем потом получить травму.Игорь Викторович неустанно повторяет, что ничего лучше и совершеннее традиционных комплексов аштанга-виньясы он не встречал. Он считает, что для наработки тренировочной формы, для улучшения чистоты и глубины выполнения асан, гораздо эффективнее регулярно выполнять одну последовательность (например 1 уровень П. Джойса), чем делать каждый раз разные последовательности, как это происходит на семинарах наших украинских товарищей.
Медведев говорит, что практика в стиле "свободного потока", когда практикующий сам, основываясь на своих ощущениях, выстраивает последовательность непосредственно по ходу практики, имеет смысл только если вы легко и непринужденно выполняете асаны из уже разработанных традиционных комплексов. Иначе часто возникает ситуация, что практикующий усиливает свои и без того сильные места, включает в практику больше элементов, которые ему хорошо даются, и избегает проработки своих слабых мест, в то время как наличие строго определенного комплекса асан ставит перед ним задачу полноценного освоения всей последовательности целиком, как "легких" для него, так и "трудных", "скучных", "нелюбимых" асан.
Конечно есть индивидуальные ньюансы, и элемент творчества должен присутствовать на любом уровне, но классические последовательности оттачивались и проверялись на эффективность поколениями Мастеров, на основе результатов развития многих и многих практикующих, и они доказали свою целесообразность.
Аштанга - виньяса йога линии Кришнамачарьи - Джойса разработана под почти новичка - от относительно простого уровня - к более сложному и дальше, все круче и круче.
И главное, дети мои, регулярность. "Вода камень точит" - любит повторять Медведев. И трудно с ним не согласиться.
Created by Ezh. 2000-2001.
Back to the Future: реплика из 2004-го
С того времени, как я писал эти заметки четыре года назад, усилиями ряда героических товарищей ситуация в российской йоге значительно повеселела - вырос и развился московский Аштанга центр, преподаватели которого регулярно обучаются в Индии, в том числе у таких авторитетов, как ученик Дхирендры Брахмачари Б.М. Сингх и Патабхи Джойс, на Украине появилась "новая волна" интересных йогатичеров, стали регулярными мастер-тусовки и разнообразные тренинги в Крыму. По инициативе набравших опыт практикующих уже не только в столицах уже открываются нормальные йога-центры, где практикуют здоровую, мощную хатху, без шизового загруза доморощенных дремучих "гур", журнал Йога радует массой интересной информации в каждом номере.
Хатха, начавшая экстремальный и местами даже авантюрный прорыв в мутной воде перестроечного "эзотеризма" постепенно приближается к своим индийским, традиционным корням, вырастая, однако уже как западное "растение силы" для помощи западным "воинам духа". Растет, конечно, и потребительская фитнес-"беспонтовка", но так даже интереснее - найти ценное среди пустоцвета. Всё готовенькое бывает ведь только в мышеловке... 4 года - ничтожный срок для Вселенной. Но много чего уже произошло. "Новое время свыкается с боем часов"...