Текст и фотографии Дольфа Хартсукиера, автора книги "Садху, святые люди Индии".
Духовные искатели, аскетические воины, религиозные мистики, оккультные бунтовщики или монахи - философы, Садху почитаются индуистами как представители богов, а иногда им даже поклоняются как самим богам. |
Ставя мир на голову,
Шива Гири практикует йогу каждый день. |
|
Святость все еще распространена в Индии. В большинстве индуистских семей, магазинов и офисов вы найдете алтари и святыни, и день как заведено начинается с почитания богов и гуру. Многие горы, реки, камни и деревья являются священными. Есть дюжина священных городов, и конечно множество храмов и идолов. Священны так же некоторые животные - корова, конечно, но также и бык, обезьяна, слон, павлин, змея, крыса... Так что для нас не окажется сюрпризом, что люди тоже могут быть святыми, во всяком случае ими стать Для индуистов духовное просветление всегда являлось высшей задачей в жизни, единственной вещью, которая дает ей смысл и цель. Более того, просветление это сотояние бытия, которое в принципе достижимо каждым. Обычному человеку, тем не менее, нужно пройти много инкарнаций, чтобы стать просветленным, видеть Бога, стать единым с Абсолютом, слить свой ум с Космическим Сознанием - короче, чтобы стать святым. Но с незапамятных времен для людей, желающих достичь просветления в этой жизни, а не в следующих, был доступен кратчайший путь. Те, кто следует быстрым путем, в основном мужчины, это садху, "святые люди" Индии.
|
Выполнение позы хатха йоги, стойки на голове, после "аскезы пяти огней" |
|
Тысячи лет они были вокруг. Когда-то их должно было быть гораздо больше, но даже сейчас все еще насчитывается от 4 до 5 миллионов садху, составляющих половину процента всего населения. Организованные в различные секты, они передают древнюю мудрость, метод йоги, которая есть "соединение" индивидуальной души и абсолютной Души вместе. Садху радикально отвергают "мир", всецело фокусируясь на Высшей Реальности, лежащей за его пределами. Они воздерживаются от секса, обрывают все семейные узы, не имеют ни дома, ни имущества, носят минимальную одежду или не носят вообще, и едят скудную и простую пищу. Обычно они живут сами по себе, на обочине общества, и проводят свои дни в поклонении выбранному божеству. Некоторые проводят магические ритуалы, чтобы выйти на контакт с богами, другие практикуют сильные формы йоги и медитации, чтобы увеличить свою духовную силу и достичь мистического знания.
|
Джанаки Дживан Шаран, садху, который признан дживанмуктой, то есть "душой, которая освободилась еще при жизни".
|
Баджранг Дас, "стоячий" баба, который никогда не садится, ни днем, ни ночью. Он также и спит стоя, оставаясь на этих качелях. Его гениталии покрывает металлический пояс невинности. |
|
Для обычного
человеческого существа эти "основные"
самоотречения уже трудно понять. Но почти
невообразимы экстремальные умерщвления
плоти, которыми некоторые садху
намереваются ускорить свое просветление. Большинство садху, однако, относятся к этому проще. И для многих главным "умерщвлением плоти" кажется является курение гашиша. В соответствии с многовековой традицией, в этом отношении они следуют примеру Шивы. Для них Шива не только Господь Йогинов, но также Господь Гашиша, бог, курящий гашиш, всегда на "приходе" Шива это бог Разрушения также как и
Сотворения, что является вечным циклическим
движением, переходящим из одного в другое.
|
Хари Гири, Нага баба, покрытый пеплом, курит чилом, набитый гашишем и табаком.
|
Шива всегда обнажен, что символизирует его изначальное состояние, его непривязанность к миру. Его тело демонстрирует женские качества, такие как округлые мягкие формы и отсутствие бороды, это символы его выхода за пределы противоположностей, изначальное единство двух полюсов. |
||
|
|
|
Своей внешностью садху стараются походить на богов, как они известны из древних мифов и популярных легенд, особенно на Шиву. Хотя популярно Шива известен как Бог Разрушения, для садху он прежде всего Господь Йогинов.
|
Шьям Гири и Рам Гири, два Нага баба из ордена Джуна Акхара. |
|
Следуя этому примеру, некоторые садху ходят голыми, символизируя свое отречение от мира смертных, и натирают свои тела пеплом священных костров, символом смерти и перерождения. Многие садху носят экстремально длинные волосы (джата), опять же подражая Господу Шиве, чьи длинные пучки волос считаются "местонахождением" его сверхъестественных сил Помимо Шивы поклоняются другим божествам, таким как Рама и Кришна, которые оба являются инкарнациями Вишну, бога, соперничающего с Шивой за высшее положение в индуистском пантеоне. Или какому-нибудь из множества женских божеств, таких как Кали или Дурга. Преданность садху тому или иному божеству может быть распознана по разнице знаков на его лбу и разным цветам одежды. В прошлом было сильное соперничество между разными сектами, иногда даже приводившее к схваткам. Но по сути все садху имеют одинаковые корни.
|
Замысловатая роспись лица Бхагван Даса обозначает его как преданного Господа Рамы.
|
Святые женщины. По контрасту с множеством молодых садху - мужчин, красивая молодая женщина довольно редко встречается в братстве. Около десяти процентов садху - женщины, называемые садхви, но большинство из них пожилые, ставшие садхви после того, как они овдовели. Это отражает повсеместно подчиненное положение женщин в Индийском обществе - популярное представление, что женщина должна снова родиться как мужчина, прежде чем сможет достичь духовного освобождения - и даже более маргинальное положение вдов. Выбор жизни садху был - и до сих пор есть - единственным приемлемым путем избежать "живой смерти" вдовства. В любом случае, с незапамятных времен
были женщины - садху. И некоторое количество,
также как их коллеги - мужчины, выбрали жизнь
садху в подростковом возрасте, убежденные в
своем духовном предопределении.
|
Эта грациозная женщина - садху, Собхна Гири, принадлежит к ордену Джуна Акхара. Она вступила в жизнь садху, когда еще была ребенком, и таким образом предала себя пожизненному целибату и другим аскетическим практикам. |
Рама-прия Дас, американец, который является садху 4 года и даже достиг звания Маханта, принял позу йоги. Его тело и волосы покрыты пеплом со священных костров садху. |
|
Иностранные садху. Со времени "шестидесятых", с их
растущим интересом к "мистическому
Востоку", отражающим все большую
неудовлетворенность "материалистическим
Западом", множество молодых западных людей
поехало в Индию в поисках смысла жизни и часто в
поисках гуру. Так что сегодня по крайней мере несколько сотен иностранных садху, мужчин и женщин, некоторые из которых являются садху более двадцати лет, и кажется что их количество все еще увеличивается. Они официально инициированы в разных сектах, получили свои имена садху, и по внешности и поведению соответствуют стилю жизни садху. Набожные индуисты, особенно живущие в
сельской местности, обращаются к иностранным
святым мужчинам и женщинам с таким же уважением,
как если бы они были индийскими садху.
|
Просветление. Конечно не все садху просветленные Но верующие считают их всех по крайней мере святыми, хотя бы из-за их радикальных обетов. И успешные садху даже почитаются как "боги на земле". Верующие только "созерцают" садху - как живого идола - чтобы получить искру его духовной энергии. Они дают садху пожертвования - считается, что это подношения богам - и взамен получают их благословение. Так, с незапамятных времен, было организовано Индийское общество для поддержки святых людей, чтобы им не приходилось работать. Но в Индии времена тоже меняются
|
Если эта акробатика, показываемая Махантом Рамешваром Гири, покажется на первый взгляд лишенной духовного смысла, нужно знать, что в Индуизме все уровни религии - от грубого материализма до тонкой духовности, могут быть испытаны и выражены одновременно |
|
|
|
|
|
|
E-mail Дольфа Хартсуикера:
dolfhart@knoware.nl
Оригинал сайта: http://utopia.knoware.nl/users/dolfhart/index.html
(спасибо Сергею
Агапкину за линк)
Translated by Илья Журавлев, june 2001.