Отпустить свое маленькое эго
Джордж Фёрштайн, доктор наук, - президент-основатель Исследовательского и Образовательного центра Йоги в Северной Калифорнии(YREC). Один из преподавателей основанного Свами Рамой "Гималайского Института". Помимо научной деятельности, изучал йогу и медитацию под руководством индийских и тебетских духовных учителей. Он является автором более 30 книг на английском языке, включая «Энциклопедию Йоги» (издана на русском языке в 2003 г.), «Традиция Йоги» и готовящейся к печати «Йога: Глубинное Измерение» (Yoga: the Deeper Dimension). Его последние статьи можно найти на сайте YREC
До тех пор, пока мы не достигнем просветления, мы будем ощущать себя отдельными личностями – островками воплощенного в теле сознания. Мы думаем, что являемся особенным телом-умом и соотносим все ощущения с внутренним центром, который называем эго. Если мы при этом слишком увлекаемся, нас называют эгоистами. Если мы считаем, что действия внешнего мира происходят из-за нас, то мы во власти иллюзии. Говоря языком психологии, эго – это важный и необходимый аспект человеческого развития. Однако, с точки зрения духовности, эго – механизм, с помощью которого мы искажаем реальность.
Чтобы понять, что это так, необходимо лишь внимательнее изучить наше тело и ум. Например, сердце качает кровь без нашего вмешательства. Легкие самостоятельно всасывают и выталкивают воздух. Наш желудок перерабатывает пищу, а кишечник впитывает ее питательные вещества, хотя мы для этого ничего не делаем. Наш мозг сам генерирует электронные волны.
Подобным образом, мысли бегают взад и вперед в нашей голове, хотим мы того или нет – что с готовностью подтвердит любой, кому известен опыт медитации. Йога называет подобные проявления творящей природой (пракрити). Несмотря на это, мы настойчиво продолжаем предъявлять требования к телу, уму и их многочисленным действиям.
Природа полна сюрпризов. Один из них – появление у высших организмов внутренней точки отождествления – эго. Среди человеческих существ, мы ясно наблюдаем его проявления уже с первыми шагами ребенка, который открывает силу «я», «меня» и «мое». Это ярлыки, с помощью которых мы ментально и эмоционально отделяем себя от остального существования. Очевидно, что другие млекопитающие – особенно обезьяны и некоторые виды дельфинов – тоже обладают высокоразвитым чувством своего я. Похоже, что даже некоторые птицы наделены этим любопытным атрибутом эволюции. К примеру, попугаю, на котором проводят исследования, нравиться упражнять свой словарный запас, насчитывающий 500 слов, лишь до тех пор, пока он не устанет или ему не станет скучно, ибо тогда он на отрез отказывает работать со своим тренером, как мог бы поступить любой человек. Даже насекомое – вспомните сообразительного таракана – будет избегать потенциально опасного опыта, если он распознает его таковым. Как отмечает Патанджали, желание жить (абхинивеша) корениться во всех живых существах, даже в наделенных мудростью людях. Но чем является данное желание жить, если не результатом ощущения своего я ?
Многое было сказано о важной роли контрольного эго-центра в процессе эволюции. В духовных же традициях многое было сказано о необходимости выйти за границы нашего эго. Здесь необходимо помнить, что цель духовных учений, таких как йога, помочь нам вернуться к своим истокам, что подразумевает сознательное изменение направление траектории нашего развития назад через эволюцию. Поэтому многие духовные традиции говорят об инволюции, с помощью которой мы поворачиваем вспять процесс эволюции. Тогда мы идем от сложного к самому простому, пока не утвердимся в трансцендентной (выходящей за пределы обычного восприятия) сингулярности (единство пространства и времени), что и является наивысшей Реальностью.
Если говорить конкретно, это путешествие означает упрощение наших действий в мире, отвлечение наших чувств от привлекательности объектов, сосредоточение внимания на более тонких уровнях бытия, то есть ума, раскрывая все более глубокие (более тонкие) его аспекты, дабы затем выйти и за их пределы тоже. А также найти истоки чувства собственного я, которое само по себе идентично трансцендентному сверхсознанию. Это высшее бытие имеет множество названий. В йоге наиболее употребительными словами являются атман (Я), брахман (Абсолют), пуруша (Дух), пурушоттама (Высший Дух), пурна (Полнота). В традиции Кашмирского Шиваизма эта высшая тождественность (ultimate identity) известна также как ахамта (дословно «отсутствие я» (I-ness)). Это и есть эго (я) всего и каждого где и когда бы то ни было. То, что отличает данное трансцендентное Эго от обычного человеческого – это его необъятность, оно включает в себя всё. В нашем собственном случае, мы предъявляем требования только к нашему телу, уму и их действиям, качествам и отношениям. Если бы нам пришлось предъявлять требования к действиям, качествам и отношениям других эго-личностей, нас бы осудили как жадных, эгоцентричных или психически ненормальных. Поэтому нельзя забывать, что, в общем, эго-личности прекрасно осознают и защищают свои границы. Каждый хочет быть самостоятельным островком. Некоторые больше, другие меньше.
Не существует никаких границ в бесконечном Эго, в трансцендентном Я. Это просто суть всей вселенной – прошлого, настоящего и будущего. То есть это великая реальность, что скрывается даже за нашим собственным ограниченным чувством я. И это, безусловно, благословение на спасение. Ибо без вездесущего трансцендентного Я мы никогда не смогли бы превзойти наше островное бытие, т.е. наше воплощение в определенном теле и уме.
Все виды йоги, а их немало, говорят нам об одном – наша сегодняшняя эго привязанность – это состояние страдания (дукха), из которого мы можем и, определенно, должны выпутаться. В действительности наша настоящая природа – это вездесущая реальность, называем ли мы ее Я, Дух, Бог или Пустота. Это подразумевает, что в глубине нашего эго (ахамкара) находится высшее Я (ахамта). Просто необходимо копать глубже, дабы Его обнаружить.
Мудрецы Индии изобрели ряд методов, с помощью которых мы можем выйти за пределы нашего ограниченного эго и познать трансцендентное Я. Классический метод джяна йоги, например, - процесс «нети-нети». Нети-нети означает «не это, не то». Этот процесс, который нужно постоянно применять во время медитации, позволяет нам постепенно избавиться от чувства ложного отождествления. «Я не мой маленький пальчик.» «Я не мои глаза». «Я не мой мозг». «Я не мое тело». «Я не мой ум».
Рамана Махарши, великий мудрец 20 века из Тируваннамалаи, предложил другой метод, с помощью которого он сам достиг реализации. Он назвал его атма-викара, или само исследование в форме вопроса «Кто я?». Практикующий задает данный вопрос, а затем слушает внутри себя ответ. Но не находит удовлетворения в ответе, пока сам вопрос, тот, кто задает вопрос, и любой возможный ответ не переступят свои пределы, дабы вспыхнуть в единстве всегда просветленного Я.
В поисках счастья, свободы и просветления, полезно понимать, что обычное эго – это просто укоренившаяся привычка. Как от любой привычки, от нее можно избавиться. Другой полезный взгляд предлагают мудрецы-философы Кашмирского Шиваизма. Они говорили об эго как о процессе сжатия «я» (атма-самкоша). В своих йога сутрах Патанджали говорит о чувстве «отсутствия своего я» (асмита), в то время как другие школы йоги относится к тому же опыту как к «Я творцу» (ахамкара). Этот термин лучше отражает тот факт, что эго это не просто устойчивая структура, но некое действие.
Эго – это то, что мы делаем прямо сейчас! Мы сжимаем свое сознание, то есть сгущаемся вокруг нашего конкретного тела, ума и их ощущений. В данный момент, пока мы не достигнем просветления, мы не присутствуем в бесконечно широком сознании (сид-акаша) осознанно. Наше сознание странным образом воплощено в нашем мозге, и мы наблюдаем за очевидно внешним миром только через одну пару глаз. А просветленная сущность, наоборот, присутствует в каждом мозге, в каждом теле и видит через все глаза. Ригведа описывает это следующим образом: «Дух (пуруша) имеет тысячу голов, тысячу глаз и тысячу ног…»
Великий немецкий мистик 13 века Майстер Экхарт выразил это похожим образом: «Прислушайтесь к этому чуду! Как прекрасно находиться внутри и снаружи, охватывать и быть охваченным, смотреть и при этом быть видимым самому, держать и быть держимым – вот цель.»
Противоположным знакомому нам опыту «сжатия я» является опыт расширения (викаша) – это не расширение эго, а расширения осознанности. Трансцендентная сущность – это самая обширная «вещь». Это концепция точно отражена в санскритском термине брахман, которое происходит от глагольного корня брих («расти») и означает то, что выросло или расширилось (распространилось). Если обширное трансцендентное «Истина – Высшее сознание – Блаженство» (Сат –Чит –Ананда) не были бы нашей истинной природой, мы никогда бы не смогли освободить себя от ограниченного ощущения эго.
К счастью наше сегодняшнее состояние вторично или не является нашей сущностью. Оно всецело является продуктом незнания (авидьи), которое мы можем исправить, следуя мудрости и заветам мастеров йоги. Они сравнивают наше состояние с человеком, который беспрерывно сильно себя щипает, а затем удивляется, почему так больно. Чтобы избавиться от боли, все, что ему нужно сделать – это перестать щипать себя, ослабить свою хватку.
Эго – это подобная хватка. Оно основано на сжатии и сдавливании. Таким образом, дабы положить конец нашему само сжатию, необходимо отпустить потребительскую привычку. Говоря языком йоги, мы должны развивать состояние внутреннего отречения. Другими словами, мы должны ценить нашу истинную природу – всеобщее Я – выше любого временного или, иными словами, ограниченного его проявления. Понимание самого сжатия как действия предполагает следующую практику: наблюдать себя от момента к моменту и сознательно отпускать любое напряжение на уровне тела и ума. Физическое напряжение – это наше удержание модели мышечного сжатия – можно отпустить с помощью таких способов, как практика асан. Эмоционально-ментальное напряжение – от беспокойства до злости, до чувств отречения и т.д. – можно ослабить через непрерывное внимание и культивирование позиции наблюдателя (свидетеля). Если мы особенно сжаты на эмоционально - ментальном уровне, то полезным может быть и условное психотерапевтическое вмешательство. К тому же, как соматические, так и ментальные сжатия предотвращаются и до некоторой степени разрешаются образом жизни, который всецело основан на признании того, что мы сами являемся причиной наших страданий. Другими словами, существует множество средств, чтобы разделаться с эго привычкой, но мы должны быть готовы ввязаться в этот процесс на достаточно длительное время. Мы просто не знаем, с каким сопротивлением столкнемся при попытке разжать пальцы.
Прорыв на пути к просветлению может случиться в любой момент, но мы должны быть терпеливы и настойчивы в своей духовной практике. Возможно, мы не будем так удачливы как Рамана Махарши, который осознал истинное Я за время одного переживания в возрасте 16 лет. В любом случае, когда мы уже столкнулись с духовной практикой, у нас, в действительности, уже нет выбора в этом вопросе. Даже до полного просветления этот путь приносит много наград, и не самое последнее из них – это ощущение покоя и внутренней свободы.
Перевод с англ. Шуваловой Натальи