Йога Джойса .

Наиболее физически требовательная и все более популярная система йоги,
пропагандируемая по всему миру Шри Паттабхи Джойсом и его семейными преемниками.

Эдди Штерн.

 

    О нем говорят как о человеке, который принес практику аштанга йоги в массы. Он учитель учителей, которых серьезные энтузиасты йоги разыскивают по всему миру. Его 29-летний внук, Шаратчандра Рангасвами (Шарат), был провозглашен "наиболее продвинутым практикующим аштанга йоги в мире". Это - Шри К. Паттабхи Джойс, и его имя быстро становиться наиболее передовым в йоге. ("Аштанга Йога" это название, данное системе хатха йоги, которой ныне обучает Шри Джойс).

Сарасвати, П.Джойс, Шарат    Летом 2000 года в Нью Йорке более 800 человек собирались на месячный семинар, проводимый Шри Джойсом, его сыном Манджу и Шаратом. Интенсив был частью четырехмесячного мирового тура, который включал семинары на Гаваях. Между занятиями на острове Кауи, Шри Джойс посетил "Индуизм Сегодня" вместе со своей дочерью, Сарасвати, Шаратом и небольшой группой учеников. Следующий обзор необычной жизни Шри Джойса написан для "Индуизма Сегодня" Эдди Штерном, учеником Шри Джойса и ведущим учителем.

    Р.И. Кришна Паттабхи Джойс родился в полнолуние, в июле 1915 года, в день Гуру Пурнима. Его родовая деревня, Каушика, недалеко от Хассана в штате Карнатака, имеет население около 500 человек, и одну главную улицу. На одном конце улицы храм Вишну, прямо за домом Паттабхи Джойса. На дальнем конце улицы, сразу через 100 ярдов (91 с половиной метр. Здесь и далее курсивом - прим. пер.) маленький храм Ганапати, и напротив храм Шивы. Обоим несколько тысяч лет, и они являются центром деревни.

    Отец Паттабхи Джойса был астрологом и священником, который действовал как пуджари (жрец, проводящий пуджи - жертвоприношения божествам) для многих семей в деревне. С раннего возраста, как и большинство браминских мальчиков, Паттабхи Джойс (Гуруджи) обучался Ведам и индуистским ритуалам.

Шри Тирумалай Кришнамачарья.    Когда Гуруджи было 12 лет, он присутствовал на демонстрации йоги в его средней школе в Хассане. На следующий день он пошел встречаться с великим йогином, который давал демонстрацию, человеком по имени Шри Тирумалай Кришнамачарья, который изучал йогу около восьми лет у своего гуру, Рама Мохана Брахмачари, в пещере в Тибете. Следующие два года Гуруджи учился у своего гуру каждый день. Когда ему исполнилось 14, он прошел церемонию надевания брахманского шнура. Кришнамачарья покинул Хассан чтобы путешествовать и учить, а Гуруджи покинул свою деревню, направившись в Майсор.

    Гуруджи хотел поступить в Санскритский Университет Майсора. С двумя рупиями в кармане, он отправился в путь с парой друзей. Они проехали более ста километров на велосипедах по грязным дорогам. Первые год или два жизнь была очень трудной. Имея очень мало денег, он просил еду в некоторых браминских домах. Гуруджи посещал занятия и учился. Затем, около 1930 года, он пошел на демонстрацию йоги и увидел, что это был его гуру. Он прошел вперед и распростерся перед ним, и они возобновили свои отношения, а Гуруджи свои занятия йогой.

    Махараджа Майсора, Кришна Раджендра Вудеяр, заболел. Он узнал, что здесь есть великий йогин, пришедший в Майсор. Кришнамачарью позвали к нему, и он надлежащим образом вылечил его. Махараджа стал большим его покровителем и построил ему йогашалу (школу), на территории дворцовой Галереи Искусств. Гуруджи также иногда вызывали учить Махараджу, и иногда ему приходилось проводить демонстрации йоги. Махараджа, хорошо относившийся к Гуруджи, сказал ему: "Я хочу, чтобы ты учил йоге в Санскритском колледже. Учи. Я дам тебе стипендию, чтобы ты ходил в школу, бесплатное питание в моей столовой и жалованье". Гуруджи, очень счастливый, спросил разрешения у своего гуру. Кришнамачарья одобрил, и Отделение Йоги Санскритского Колледжа открылось 1 марта 1937 года. Он оставался главой вплоть до выхода в оставку в 1973.

Шарат и Манджу у входа в йогашалу в Майсоре.    С 1937 вплоть до 1973 он зарабатывал профессорством в Университете, принесшим ему титул Видвана (переводится как "выдающийся специалист, знаток"). Он женился, по любви, на Савитрамме, которая происходила из длинного рода Санскритских ученых. Её дед был учителем Санскрита и философии последнего Шанкарачарьи из Канчи, Шри Чандрасикхарендры Сарасвати. У них было трое детей, Манджу, Рамеш и Сарасвати. Сарасвати это мать Шарата, родившегося в 1971, который теперь является заместителем Гуруджи в их школе в Майсоре.

    В 1964 Андре ван Лисбет стал первым западным учеником Гуруджи. Вскоре после этого пришло больше европейцев. Около 1972 пришли первые американцы, после того, как встретили Манджу в ашраме Свами Гитананды в Пондичери. Это было точкой отсчета, от которой аштанга йога начала распространяться в Америке, начав в Калифорнии, и позднее возникнув на Гаваях. В 1975 Гуруджи и Манджу совершили первое путешествие в Америку. В течение следующих 25 лет практика разошлась по Америке, Франции, Германии, России, Японии, Израилю, Чили, Англии, Италии, Испании, Швейцарии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и так далее. Гуруджи, вот уже 63 года, непрерывно обучает тому методу, которому его научил Кришнамачарья в 1927 году.

Шарат. Двипада ширшасана.    Шарат начал изучать йогу в возрасте 12 (в 1983 году), но не брался за йогу как серьезный практикующий вплоть до возраста 19 или 20 лет, после того, как закончил инженерное образование в Майсорском университете. Его ежедневный распорядок включает подъем в 2 часа утра и практику до четырех или четырех тридцати. Затем он помогает своему деду (Гуруджи) проводить занятия в их йогашале с 5 утра и до времени, когда последний студент закончит практику - где-то от 8 до 11.30 утра. Полдень тратится на любые дела, которые нужно сделать, едят в час дня, и отдыхают с двух до четырех. В пять вечера они возвращаются в йогашалу для неформального сатсанга (чтение священных писаний, пение мантр, беседы на темы духовной практики). Около 6.30 они возвращаются домой. Гуруджи следует тому же расписанию, что и Шарат, за исключением того, что он больше не практикует йогу. Его утро посвящено пению Вед и Упанишад до 4 утра. Когда они возвращаются после обучения утром, он поклоняется своему Ишта и Кула Девата (личному и семейному божеству) перед едой и отдыхом. Гуруджи сказал "Индуизму Сегодня": "Мой Ишта Девата это Ишвара (Шива). Недалеко от Хассана есть маленькая деревня, где находится сваямбху (естественного происхождения) Лингам, называемый Рамешвара".

    В прошлом году Гуруджи закончил проект восстановления в своей деревне Мандиров (храмов) Рамешвара Линга и Ганапати, в память о своей жене, Савитрамме Джойс, которая покинула этот мир три года назад. В этом году он закончил строительство храма Шанкарачарьи в своей деревне. Освящение запланировано на февраль 2001 года. Здесь также будет паташала, или школа для тренировок молодежи.

    Аштанга Йога: Историческое определение аштанга йоги это "восьми-ступенчатая йога", как она изначально описана мудрецом Патанджали в Йога Сутрах. Аштанга Йога, которой обучает Гуруджи начинается с заново открытой, в начале этого века, Йога Корунты, древнего манускрипта, описывающего уникальную систему хатха йоги, которую создал и практиковал мудрец Вамана Риши. Под руководством Кришнамачарьи Гуруджи помогал расшифровывать и сличать с оригиналом эту систему. Он называет её Аштанга Йога, веря, что это изначальная практика асан, подразумеваемая Патанджали.

    Йога Корунта придает особое значение виньясе, методу скоординированных поступательных последовательностей поз, выполняемых со специальной дыхательной техникой. Выполнение производит сильное внутреннее тепло и обильный, очищающий пот, которые детоксицируют мускулы и внутренние органы. В результате - улучшение циркуляции крови, легкое и сильное тело, и спокойный ум. На практическом уровне, продолжающийся поток виньясы помогает практикующему, под руководством квалифицированного инструктора, в осуществлении восьми ступеней йоги, описанных Патанджали.

    Гуруджи подчеркивает: "Если вы начинаете практику, практикуйте, практикуйте - 99 процентов практика, 1 процент - теория, и автоматически вы получите контроль над умом; и затем, объединение с Атманом (душой). Просто начать это еще недостаточно".

 

Статья из журнала Hinduism Today, 2001 год.
Перевод И.Журавлева

 


Аштанга Виньяса Йога в России (официальный сайт)

 

Истории.   Главная.


 

Hosted by uCoz