Шандор Ремете - Бунтовщик без коврика.
Кэра Джипсон.
Люди склонны проявлять сильную реакцию на нестандартный стиль обучения Шандора Ремете. Возьмем например прошлогоднюю Юго-Западную Йога Конференцию. Некоторые из его поклонников записались буквально на каждое его занятие. Многие, кто не зарегистрировался, пытались пробраться внутрь, вынудив организаторов поставить на дверях охранника.
Другие прошли одно занятие у Шандора - который известен тем, что заставляет учеников стоять на цыпочках пока не пройдет 30 минут, чтобы отработать Уддияна Бандху - и не выходить из позы.
Может это что-то сделало с моим сомнительным эмоциональным состоянием в то время, но я склонялась ко второй группе людей после первой ночи недавнего трехдневного семинара Шандора в Мокша Йога Шала.
Это был первый семинар Шандора в Чикаго, и это подразумевало что большинство из нас не имело понятия, что ожидать. Его взаимоотношения с йогой тянутся в Венгрию 1950-х, где он был ознакомлен с практикой (и бандхами!) своим отцом, когда ему было шесть лет. Семья переехала в Австралию, когда Шандор был молодым человеком, и там он был призван в армию и служил на фронте во Вьетнаме. После войны он открыл для себя "Прояснение Йоги" БКС Айенгара и направил свой путь в Пуну, чтобы обучаться у почтенного учителя. После десяти лет с Айенгаром, он уехал в Майсор, изучать Аштангу у человека, который провел семь лет, обучаясь у Паттабхи Джойса в конце 1960-х - начале 70-х годов.
Также на Шандора оказали влияние жизнь и работа Шри Тирумалая Кришнамачарьи и Японское мастерство меча (которое фокусируется на "хара", ниже пупка, и которое удивительно похоже на Уддияна Бандху). Шандор, изучающий йогу в течение 40 лет (ему 53), является знатоком древних текстов, и проводит большую часть своего времени, преподавая по всему миру.
Семинар назывался "Обуздание Тени". Как Шандор обьясняет на своем вебсайте , "...ум это постоянное состояние блуждания, меняет свою привязанность к одной вещи на другую и постепенно истощает жизненную энергию человека. В Садханга (Хатха) Йоге энергия ума вынуждена возвращаться назад через практику асан и пранаямы. Это Обуздание Тени."
Он начал с того, что сказал нам покинуть наши коврики и сесть вокруг него. Он сказал что любит начинать с новыми учениками с обьяснения его стиля и определения некоторых терминов. Он начал с того, что является йогой, а что нет.
Это не программа упражнений, сказал он после обсуждения популярности йоги в Штатах и Австралии.
Да и не религия, а скорее система развития самопознания. "Патанджали говорит что есть Бог, но это по-разному для каждого человека. Это индивидуальная возможность каждого - развивать в себе религиозную веру через практику йоги."
В течение семинара он снова и снова возвращался к оригинальным текстам йоги, таким как Йога Сутры Патанджали и более эзотерическая Хатха Йога Прадипика. "Все семена системы йоги должны быть посажены с самого начала," сказал он. В ходе дискуссии он усомнился в наших знаниях и попросил нас определить термины, такие как "тапас" (и был неоднократно разочарован нашими ответами - согласно древним текстам тапас это не просто "жар", но "та активность, когда личность и тело возвышены").
Позже он рекомендовал нам попробовать найти три книги - "Йога Васишта Самхита" (The Yoga Vasishta Samhita), "Йога Яджнавалкья Самхита" (The Yoga Yagnvalkya Samhita) и "Секреты Марма" Дэвида Фроули (David Frawley's The Secrets of Marma) - и прочесть их.
(Дэвид Фроули - специалист по аюрведе, директор американского Иститута Ведических исследований. "Марма" - определенные участки тела человека, связанные на энергетическом уровне с суставами, мышцами, внутренними органами и эмоциями, наподобие акупунктурных точек в китайской медицине. О них Шандор немного рассказывал на своем московском семинаре - прим. переводчика)
Попеременно суровый и очаровательный, Шандор оттаял, улыбнулся и попросил нас "быть благосклонными" к нему. Разглядывая чью-то бутылку с водой, он попросил чтобы мы воздерживались от еды за четыре часа до занятия, и не пили воду за два часа до занятия. Он также попросил быть тепеливыми с ним.
"Я буду учить некоторым стойкам и простейшим сидячим позам, и затем практика асан," сказал он. "Стойки это как использование алфавита, когда ребенок идет в школу. Сначала он учит буквы. Затем звуки и слоги, и затем складывает слова, которые создают ритм и требуют более долгого дыхания. Затем они складывают короткие предложения и пишут рассказ".
"Вы можете не заметить этого в практике йоги".
Другими словами, мы начнем с самого начала.
Резюмируя вопросы и ответы, он объяснил, что стойка это "как стоять в теле, расположив руки и ноги" и способ прикоснуться к источнику энергии внутри тела. Он обсудил Аюрведу и пять "ветров" в теле, и их взаимосвязь с Уддияна Бандхой. Это все было очень эзотерическим, и мне трудно было этому следовать. "Я просто даю вам некоторые идеи," сказал он, как будто читая мои мысли. "Если вам интересно, вы должны сойти со своей дорожки в поисках большей информации".
Когда его спросили, где он научился этим стойкам, он сказал: "От стен храмов и боевых искусств," что дало всем нам пищу для размышлений. Когда спросили, где он живет, Шандор ответил: "Вне чемодана".
Затем было время для демонстрации. "Это мой коврик, потому что я путешествую," сказал он, указывая на синие японской конструкции боты с липкими подошвами, которые он прикрепил на ноги. "Они дают мне 360-ти градусную свободу на полу," объяснил он. Затем он надел какие-то ленты на запястья и бицепсы, которые, как он сказал, нейтрализуют энергетические блоки от "черезмерного использования тяжестей, когда я был молодым".
Он начал с вращения головой, с последующим вращением плечами, вариантом Симхасаны (лев), и других "сидячих", продолженных Прасарита Падотанасаной, шпагатами, Паривритта Джануширшасаной и некоторыми бросающими серьезный вызов балансировками на руках. Его движения были грациозны и выглядели не требующими усилий.
После всего он напомнил нам, что йога была "не только позами. Вы все равно никогда не освоите все позы. Изучите основную вещь... развивайте свою интеллектуальную силу, заставьте ее работать для вас." Когда он сказал нам съесть легкий обед и выпить чего-нибудь горячего, тогда мы проснулись.
В субботу он представил нам Пратьяну (то есть "задание направления исследования") - или короткую форму. Мы начали сидя на полу и надавливая большими пальцами в брюшную область, "место огня" и изучая другие необычные упражнения. Мы также делали вращение головой и плечами, поднятие рук, и были проинструктированы дышать мягко и ровно. Покинув наши коврики, мы встали рядами, мы изучали позы из начальной последовательности одну за одной, и повторяли их каждый раз, когда добавлялась новая стойка. После объяснения и демонстрации каждого нового движения, Шандор мог улыбнуться, его глаза загорались и он горячо интересовался: "Можем мы это попробовать?" Его энтузиазм был заразителен.
Стойки включали много грациозных движений рук и ладоней и сидения на корточках и направления внимания на некоторые тонкие области, такие как задняя часть головы. Мы двигались медленно и осторожно в асанах, которые, как сказал Шандор, созданы для того чтобы убрать ригидность в суставах и стабилизировать три доши.
Шандор сказал, что он работает над книгой. которая содержит опыт 30-ти лет его исследований. Она уже была закончина, когда: "Я решил, что хочу чтобы она была ниписана в стихотворной форме, чтобы избежать слишком подробных объяснений, так что люди смогут интерпретировать ее для себя."
Шандор рассказал так много, и это было так трудно обработать, что книга была бы великой помощью в обучении. К несчастью я свалилась с отвратительной простудой (которую я приписываю детоксицирующей природе субботних асан) и не вернулась на последнее занятие в воскресенье, где он добавил больше поз и фокусировался на Уддияна Бандхе. Моя болезнь дала мне достаточно времени чтобы поразмыслить над тем, чему он нас пытался научить, и я осознала насколько тупой я могу быть и как много мне еще надо изучать. Но я уверена в одном: если Шандор вернется в Чикаго (даже несмотря на то, что он может увидеть эту статью), я очень даже могу стать человеком из первой группы - поклонников, которые записываются на каждое занятие.
Перевод И.Журавлева
Оригинал здесь.