Нет места лучше чем дома?
Тим Миллер и Сэра Пауэрс обсуждают все "за" и "против" практики в группе или дома.
В настоящее время занятия по йоге можно найти во многих местах и во все часы дня. Эти занятия часто предлагают удобную, шаблонную практику йоги в дружелюбной и поддерживающей обстановке. Однако многие учителя йоги утверждают, что развитие собственной практики вне обстановки зала остается сущностным шагом к углублению йогического опыта практикующего. Поскольку трудно поддерживать мотивацию практиковать одному, мы спросили учителей Тима Миллера и Сэру Пауэрс, как они вдохновляют себя и своих учеников на домашнюю практику йоги.
Сэра Пауэрс ведет занятия в Ди Ран Дзен-до, в Корте Мадера, Калифорния, где она обучает смеси стилей йоги и буддийским техникам медитации. Международный учитель йоги более чем 15 лет, Пауэрс черпает вдохновение из жизни мастера йоги двадцатого века Кришнамачарьи.
Тим Миллер руководит Аштанга Йога Центром в Энцинитасе, Калифорния. Изучающий йогу более 20 лет, Миллер был первым американцем, сертифицированным Паттабхи Джойсом обучать традиции аштанга йоги. Как Джойс, он обучает шесть дней в неделю и проводит международные семинары.
Йога Джорнал: Если вы посещаете занятия два или три раза в неделю, зачем добавлять самостоятельную практику?
Тим Миллер: Практика дома многое говорит о собственной сильной мотивации и высоком уровне обязательности. Пойти в йога-класс и практиковать с людьми такого же образа мыслей, под руководством высокотренированного профессионала - это конечно большое удовольствие. Не хочу показаться банальным, но скажу - домашняя практика развивает характер.
Сэра Пауэрс: Я поощряю людей приходить на занятия, но большей частью за идеями и вдохновением - подхватить несколько новых инструментов для своей йогической мастерской. Затем я говорю им идти домой и использовать эти инструменты для усиления своей личной практики. Я рассматриваю группы как дополнение к домашней практике, а не как что-то вместо или против нее. Йога поистине становится вашей практикой, когда вы полагаетесь прежде всего на любовь и преданность, а не на структуру занятий.
ЙД: Какова разница между собственной практикой йоги и ежедневным выполнением нескольких любимых асан, чтобы сохранить гибкость между занятиями в группе?
Тим: Йогины разработали практику чтобы изменить сознание - углубить осознанность себя самого и мира, который окружает нас. По моему опыту, этого не случится просто от поддержания гибкости.
Сэра: разница между просто растяжкой и йогой заключается в состоянии сознания, с которым человек выполняет асану на растяжку. Молчаливое самонаблюдение не придет просто, если мы окружили себя беспокойствами. Так что тихое пространство и время возникает внутри комнаты для практики, так же как и внутри нашего сотояния внимания, становясь целью ежедневной практики. Это возможность освободить ум.
ЙД: Как вы воодушевляете учеников практиковать дома?
Сэра: Я люблю это делать на собственном примере, с помощью моего эентузиазма к практике. Я поощряю учеников искать собственный ритм йоги, чтобы они не прерывали тренинг просто потому, что их учителя нет в городе. В конечном счете вдохновение должно придти из индивидуального открытия для себя йоги. Я н6адеюсь что мои ученики осознают, что врожденные шаблоны беспокойного мышления сразу возвращаются, когда мы раз или два пропускаем практику. Эти шаблоны подкрадываются незаметно. Но даже 10 минут в день могут помочь. Так что я воодушевляю людей начать, даже когда времени очень мало. От этого легко растет обязательность. Память о практике становится способом жизни - не просто изолированной практикой на коврике.
Йога требует огромной преданности и честности, но также требует и гибкости.
Тим: Я конечно согласен с Сэрой, но в традиции аштанги мы делаем немного по другому. Мы не воодушевляем на домашнюю практику саму по себе. Наша практика отражает методы Паттабхи Джойса, моего учителя. Он обучает шесть дней в неделю, обеспечивая учеников индивидуальными инструкциями во время занятия в группе. Ученики разных уровней практикуют йогу под его наблюдением. Этот метод, называемый Майсор-стиль, сочетает практику в группе и личную обязательность. Это все же отличается от занятий, проходящих под руководством, где учитель задает темп и обеспечивает мотивацию. В некотором смысле цель Майсор-стиля это развитие личной практики, но под наблюдением.
ЙД: Так значит вы отговариваете от домашней практики?
Тим: Нет, нет, я не отговариваю, но я знаю что люди предпочитают занятия в группе потому что там обстановка поддерживает. По моему опыту, большинство людей больше получают от регулярного посещения занятий, чем от практики дома. Но как я сказал раньше - занятия это удовольствие. Многие из нас путешествуют или просто не могут посещать йога-студию достаточно часто. Нам приходится практиковать в отелях, снимаемых комнатах, и даже на улице. Так что я воодушевляю учеников быть последовательными в практике, даже когда занятия в группе недоступны, я напоминаю им что истинная йога начинается, когда они покидают зал. Йога это все, что связано с состоянием пробуждения, осознавания своих действий. Любое действие, выполняемое с высоким уровнем осознанности, является, по сути, йогой. Осознанность и личная практика это синонимы и определение стиля жизни, а не фитнесс-моды.
ЙД: Когда ученики делают домашнюю практику, учитываете ли вы их образ жизни, расписание и другие обстоятельства?
Сэра: Умение быть чувствительным к ритмам жизни отражает хатха йогу в том смысле, в каком в ней сливается внутренний баланс с внешней гармонией. Я варьирую способ обучения так, что люди могут видеть возможность выбора и затем выбрать из широкого репертуара, что им самим практиковать. Если человек ходил весь день, тело может нуждаться в мягкой, иньской практике. Если он сидел целый день за компьютером, телу нужна вибрация и движение. Исследовав разные практики, я черпаю из них всех, чтобы найти баланс. Йога требует огромной преданности и честности, но также требует и гибкости.
Тим: Конечно я учитываю образ жизни ученика, возраст, а также сколько времени он может посвящать практике.
ЙД: Итак вы рекомендуете разные последовательности, приспособленные к количеству времени, которое каждый ученик может потратить на практику?
Тим: В традиции, в которой я обучался, последовательности асан особые и прогрессирующие. мы всегда начинаем с Сурья Намаскар и продолжаем позами стоя, перетекающими в позы сидя и перевернутые. Так что если кто-то ограничен во времени для практики, я рекомендовал бы начинать с начала и делать столько, сколько сможете, из описанной последовательности. Исключение из этого дни, когда вы чувствуете истощение, тогда я рекомендую некоторые заключительные асаны, с последующим сидением и пранаямой.
Сэра: Мне нравится использовать обязательность практиковать сколько-то дней в неделю. так же как и последовательность каждого занятия. Я стараюсь оставить в своем расписании свободное утро для йоги, но у меня есть дочь, для которой я - домашняя школа. Иногда утренняя практика прерывается. Тогда я просто начинаю в полдень с того места, на котором остановилась. До того, как я стала матерью, было по другому, я могла практиковать без перерывов. Теперь я обнаружила, что даже пять минут пребывания внутри себя - расслабления обеспокоенного ума - восстанавливает меня и переносит в состояние более глубокой осознанности. Поэтому я не думаю, что ежедневная практика должна быть длинной, по мне четыре часа это идеально.
ЙД: Вы рекомендуете четыре часа ежедневно?
Сэра: Четыре часа это то, что я люблю, и этим я даю себе довольно много. Четыре часа пополняют счет в вашем духовном банке. Та что, когда это не делается, вы снимаете со счета. Вот почему я воодушевляю людей уходить в ретриты, бросать свои расписания и пополнять свой внутренний резерв.
ЙД: Советуете ли вы своим ученикам-новичкам сразу же развивать самостоятельную практику, или подождать, пока будет развит базовый уровень мастерства?
Тим: Я советую людям сначала выучить Сурьянамаскар (Приветствие Солнцу), потому что думаю, это наиболее эффективный путь практики. Вы можете совершенно изменить ваше ментальное состояние за несколько минут Сурьянамаскара. Продолжив позами стоя, это форма основания йогической практики.
Сэра: По началу придти на занятие очень существенно; с другой стороны, мы склонны практиковать йогу с теми же привычками, которые движут нами в нашей неосознанной жизни. Но я также советую новичкам начинать домашнюю практику, включая модифицированный Сурьянамаскар, простые дыхательные упражнения, и способы концентрации. Эти простые практики могут принести пользу новичкам, пока они продолжают учится и приходить на занятия.
ЙД: После стольких лет занятий йогой, как вы сохраняете вашу практику свежей?
Тим: Мы получаем комфорт слишком легко. Мы становимся привязанными к форме нашей практики и забываем о процессе, которому она способствует. Йога представляет собой эволюционный процесс, разработанный для удаления привычных способов существования. Много лет назад, мою мотивацию вдохновляло выполнение продвинутых последовательностей, и искусных асан. Но со временем практика стала в меньшей степени вызовом как форма гимнастики, и в большей вызовом - как медитация.
Сэра: Моя практика изменилась, когда я заинтересовалась випассаной (буддийская техника медитации). Мои асаны стали означать подготовку к медитации. Я начала практиковать с наименьшей интенсивностью и развивать не слишком большую, но и не слишком маленькую практику, которая не толкала бы меня на лезвие бритвы, но и не пренебрегала бы моим физическим телом. Сегодня мое вдохновение исходит из того, как я переживаю момент. Я спрашиваю себя: Я цепляюсь за то, что бы что-то получить в этой практике? Есть тонкое различие между взглядом на свое тело, когда вы хотите, каким оно должно быть, и просто наблюдением за тем, какое оно на самом деле. Когда ваша практика направлена на цель, вы теряете чувствительность.
Пребывать в практике это скорее оседлать волну, чем бороться с ней.
Тим: Возможно вопрос не корректный. Мне кажется здесь есть подмена - как раз практика йоги это то, что сохраняет нас свежими! Конечно, в некоторые дни практика чувствуется легкой, а в другие - выглядит довольно трудной. Я понял, что эти изменения есть сущностная природа нашего мира феноменов - мы находимся в состоянии потока. Если вы используете йогу чтобы оставаться осознанным, жизнь сама сохраняет практику свежей, потому что вы становитесь глубже осознающими, как все постоянно меняется.
Сэра: У меня произошла похожая пермена от мыслей что я должна "делать" йогу, до простого отпускания себя. Я прекратила бороться со своим телом на коврике и начала уделять ему внимание, как описал Тим, учиться скорее оседлать волну, чем бороться с ней. Эта позиция следует за новым опытом переживания реальности, жизнью в настоящем моменте, снова и снова. Это противоположно работе над реальностью; это приходит из внутренней реальности.
Yoga Journal, ноябрь 2001.
Перевод И.Журавлева